1. Образовательная деятельность дошкольной организации: 1.1. Общая характеристика образовательной организации. 1.2. Правоустанавливающие документы. 1.3. Нормативно -правовое обеспечение деятельности дошкольной организации. 1.4. Общие сведения об образовательной деятельности. 2. Система управления дошкольной организацией: 2.1. Характеристика системы управления МБДОУ. 2.2. Структура управления МБДОУ. 2.3. Эффективность управления МБДОУ. 3. Содержание и качество подготовки воспитанников 3.1. Основные образовательные программы дошкольного образования. Анализ реализации. 3.2. Состояние воспитательно – образовательного процесса. 3.3. Дополнительные образованием. общеразвивающие программы, охват воспитанников дополнительным Отчет о результатах самообследования, показатели деятельности размещены на официальном сайте в сети Интернет. В целях самообследования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги проведен анализ деятельности образовательного учреждения, на основании которого установлено следующее: - нормативно-правовое обеспечение функционирования дошкольного учреждения включает взаимосвязанные документы, регламентирующие структуру, задачи и функции учреждения, организацию его работы, права и обязанности, ответственность руководителей и работников дошкольного учреждения; - дошкольное учреждение является юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации; - дошкольное учреждение имеет Устав, договор с Учредителем, Договор между родителями (законными представителями) и детским садом, трудовые договора с сотрудниками, круглую печать, штамп, бланки со своим наименованием и другие реквизиты. 1. Образовательная деятельность дошкольной организации 1.1. Общая характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Дата создания Здание детского сада 1962 г. постройки. 25 января 2013 года учреждение открылось после капитального ремонта. Полное наименование муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Аленький цветочек» города Калуги Учредитель муниципальное образование «Город Калуга» Режим дня 12 часов (с 7 часов 00 минут до 19 часов 00 минут), выходные дни – суббота, воскресение. Социокультурная среда Учреждение находится на ул. Платова, д.3; рядом располагается школа № 12, библиотека, радиоламповый завод. Добраться можно на маршрутах троллейбусов 4, 6. Структура МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги рассчитано на 220 детей. Фактический списочный состав на 01 сентября – 243 ребенка. На 01 сентября в ДОУ укомплектовано 6 групп общеразвивающей направленности и 3 группы комбинированной направленности: 2 - 3 года – 1 младшая группа – 1 группа 3– 4 года - младшая группа – 1 группа 2-4 (смешанная) – 1 группа 4 – 5 лет - средняя группа – 2 группы 5– 6 лет – старшая группа – 2 группы 6– 7 лет - подготовительная группа – 2 группы Органы самоуправления Инфраструктура Среди воспитанников 46 % мальчиков и 54 % девочек. ✓ Педагогический совет ✓ Родительское собрание ✓ Общее трудовое собрание трудового коллектива Имеется музыкальный зал, спортивный зал, 11 групповых помещений, студия «Развивай-ка», кабинеты специалистов, сенсорная комната, комната для персонала, медицинский блок: изоляторы – 2, процедурный кабинет, кабинет массажа, пищеблок, прачечная, санузлы для персонала. На территории имеются 11 участков для прогулок детей с антиударным покрытием, с открытыми верандами, необходимым игровым оборудованием, отвечающих методическим требованиям и технике безопасности. Оборудована спортивная площадка. Имеется автогородок, на котором установлен функционирующий светофор. Участие родителей Родители (законные представители) активно участвуют в жизнедеятельности МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги: - дни открытых дверей; - посещение занятий; - совместное проведение праздников; - художественном оформлении помещений ДОУ. Привлечение родителей к управлению и развитию учреждения: - создание родительского комитета; - участие в педсоветах; - участие в обсуждении уровней развития и здоровья детей учреждения. Адрес МБДОУ Электронная почта Сайт г. Калуга, ул. Платова, дом 3; телефоны 8 (4842) 53-81-64; 53-81-65; 53-81-66 dou_36@adm.kaluga.ru http://ds036.kaluga.ru/ 1.2. Правоустанавливающие документы Лицензия Свидетельство о государственной регистрации Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе Свидетельство о праве пользования земельным участком Свидетельство о праве на оперативное управление зданием детского сада Устав МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги Изменения в Устав МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги Изменения в Устав МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги Изменения в Устав МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги Изменения в Устав МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги Изменения в Устав МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги Изменения в Устав МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги Лицензия на осуществление образовательной деятельности: серия 40 Л 01 № 0001212, регистрационный номер 222 от 24.06.2015 Внесена запись о создании юридического лица ( Свидетельство серии 40 № 001265786от 01.08.2012) ОГРН 1124029004330 ИНН/КПП 4029047231/402901001 Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 9 885кв.м. (40 КЛ № 488201от 21.01.2013) Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления зданием детского сада (40 КЛ № 482885 от 09.01.2013) Утвержден постановлением Городской Управы города Калуги от 22.04.2015г. № 4893-пи Утверждены постановлением Городской Управы города Калуги от 09.11.2016г. № 13701-пи Утверждены постановлением Городской Управы города Калуги от 19.07.2018г. № 7492-пи Утверждены постановлением Городской Управы города Калуги от 26.09.2018г. № 329-п Утверждены постановлением Городской Управы города Калуги от 28.05.2019г. № 4961-пи Утверждены постановлением Городской Управы города Калуги от 23.08.2019г. № 8435-пи Утверждены постановлением Городской Управы города Калуги от 23.06.2020 г. № 4354-пи 1.3. Нормативно – правовое обеспечение деятельности учреждения ➢ Конвенция ООН о правах ребёнка. ➢ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ➢ Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 г. 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования». ➢ Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ➢ Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги, разработанная в соответствии с ФОП ДО; ➢ Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги (утвержден постановлением Городской Управы города Калуги от 22.04.2015 № 4893пи); ➢ Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28; ➢ Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». 1.4. Общие сведения об образовательной деятельности. Образовательная деятельность учреждения осуществлялось в соответствии с основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги. В настоящее время образовательную деятельность в учреждении осуществляют 20 педагогогов. Из них: среднее образование имеют 3 человека, высшее – 17 человек. 4 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 4 едагога – первую квалификационную категорию.11 педагогов аттестованы на соответствие занимаемой должности. Прошли курсы повышения квалификации 100 % педагогов. На протяжении года систематически велась работа по повышению уровня информационной компетентности педагогов и других сотрудников ДОУ. В учреждении создана и активно используется локальная компьютерная сеть, связывающая управленческий аппарат с педагогами, контрактным управляющим ДОУ. Создан и совершенствуется сайт и страницы в соцсетях (ВК ОК и Телеграм) нашего учреждения, на которых имеется в свободном доступе вся необходимая информация о структуре и деятельности МБДОУ № 36. В настоящее время идет процесс освоения педагогами требований ФГОС. Коллектив активно двигается по пути организации индивидуального подхода к детям в условиях их пребывания в ДОУ, совершенствует ППРС возрастных групп, внутренний интерьер учреждения, прилегающей территории. Вывод: ДОО функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации. Педагогический коллектив обладает необходимым потенциалом для успешной реализации требований ФГОС ДО. 2. Система управления дошкольной организацией 2.1. Характеристика системы управления МБДОУ. Управление Учреждением осуществляется в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 1 2 . 2012 г. N 273-ФЗ, иными законодательными актами Российской Федерации, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1014 и Уставом Учреждения. Управление в дошкольном образовательном учреждении осуществляется комплексно, выполняются все функции управленческой деятельности в своей взаимосвязи: аналитико-диагностическая, мотивационно-стимулирующая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольнооценочная, регулятивно-организационная. Непосредственное управление учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, подконтрольный учредителю образовательного учреждения, в лице управления образования города Калуги. 2.2. Структура управления МБДОУ. В структуре управления: -учредитель в лице управления образования г. Калуги; – заместитель заведующего по х о з я й с т в е н н о й р а б о т е , з а м е с т и т е л ь з а в е д у ю щ е г о (исполнение функций контрактного управляющего), старший воспитатель. Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления в ДОУ, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, являются коллегиальные органы управления: - Совет учреждения; педагогический совет; родительский комитет; - общее собрание трудового коллектива; комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Структура и функциональные системы управления соответствуют объему и содержанию деятельности ДОУ: для всех должностей имеются должностные инструкции; циклограммы для воспитателей, и младших воспитателей, узких специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя- логопеда); - должностные (функциональные) права и обязанности всех участников воспитательно-образовательного процесса сбалансированы и согласованы друг с другом; Педагогический совет собирается не реже 4 раз в год; создана и действует творческая группа; проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы и медико-педагогические совещания (не реже 1 раза в квартал); оказывается содействие деятельности педагогов в работе городских методических объединений; осуществляется контроль над организацией воспитательно -образовательного процесса, оздоровительной работой, за организацией питания, за охраной жизни и здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Деятельность ДОУ регламентируется следующими локальными актами: - Положение о Родительском комитете; - Положение об Общем собрании трудового коллектива; - Положение о Совете Учреждения; - Положение о педагогическом совете; - Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; - Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги и родителями (законными представителями) воспитанников; - Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме; - Правила внутреннего распорядка воспитанников; - Положение о родительском собрании; Положение об официальном сайте МБДОУ; - Положение о правилах приема (зачисления), основаниях и порядке перевода и отчисления воспитанников; - Правила внутреннего трудового распорядка; - Инструкции по правилам техники безопасности, охране труда сотрудников, воспитанников; - Должностные инструкции; - Приказы и распоряжения заведующего; - Коллективный договор; - Трудовой договор с работниками; - Договор о взаимоотношениях между МБДОУ и родителями (законными представителями); - другими. Все органы самоуправления, а также профсоюзный комитет МБДОУ работает в тесном контакте с администрацией, и их решения своевременно доводятся до сведения всех сотрудников детского сада. В настоящее время система управления МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги обеспечивает возможность участвовать в управлении всем работникам. Данная структура ускоряет принятие решений и способствует повышению ответственности за результат. 2.3. Эффективность управления МБДОУ. Современное управление МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги направлено на повышение эффективности воспитательно- образовательного процесса. Управленческая деятельность осуществляется на основе использования информационной системы, администрирования деятельности дошкольного учреждения. Единство взглядов на совместно решаемые образовательные задачи и пути их осуществления, общность ценностных ориентаций, отсутствие принципиальных разногласий в общепедагогических подходах к решению основных проблем управления и в оценке деятельности педагогов – все это обеспечивает правильную организацию воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Деятельность МБДОУ систематически и качественно планируется: - планирование работы опирается на проблемно-ориентированный анализ деятельности МБДОУ; - существует долгосрочная и краткосрочная системы планирования; - планы работы представляют собой систему конкретных и реалистически поставленных задач, решение которых направлено на обеспечение должного качества образования; - в планах четко определены исполнители и сроки выполнения задач, распределены материальные и необходимые ресурсы. Оценка обеспечения координации деятельности специалистов МБДОУ В МБДОУ постоянно целенаправленно ведется работа службы психолого-медикопедагогического сопровождения воспитанников, обеспечивающая комплексное воздействие с целью развития и оздоровления воспитанников средствами физического воспитания, развитие интеллектуальной и познавательной сферы, коррекцию эмоционально-личностной сферы. В рамках ПМПк в МБДОУ осуществлялось сопровождение воспитанников, имеющих отклонения в социальноэмоциональной, познавательной сфере и развитии психических процессов. Педагогами, специалистами отслеживалась динамика развития этих воспитанников, давались рекомендации родителям (законным представителям). Воспитанники, нуждающиеся в психолого-педагогической медико-социальной помощи, направлялись в ТПМПк города Калуги с целью уточнения диагноза и определения дальнейшего образовательного маршрута. Оценка взаимодействия семьи и МБДОУ Взаимодействие с семьями воспитанников коллектив МБДОУ строит на основе принципа сотрудничества. В каждой группе разработан перспективный план работы с родителями. В ходе спланированной работы решаются такие актуальные задачи, как: - повышение педагогической культуры родителей; - приобщение родителей к жизни детского сада; - изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Использованные формы работы показали их результативность, готовность и открытость и родителей (законных представителей) к диалогу, участию в подготовке и проведению общих мероприятий, праздников, оказание посильной помощи в оснащении помещений МБДОУ и благоустройству территории, внимание к проблемам воспитания, обучения и развития своих детей. Систематическая работа с родителями была направлена на информирование о содержании работы МБДОУ, вовлечениеродителей (законных представителей) в жизнь воспитанников, привлечение внимания к успехам и проблемам дошкольников. Согласно годовому плану регулярно проводились: родительские собрания (групповые, общие, с отдельными группами родителей), направленные на знакомство родителей (законных представителей) с воспитательнообразовательным процессом, задачами и итогами работы и т.д.; индивидуальные консультации для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия со своими детьми; индивидуальные беседы педагогов с родителями (законными представителями), направленные на оказание своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания и нахождение единой очки зрения по данному вопросу; совместные групповые и общие праздники, спортивные соревнования; - выставки совместных детско-родительских работ; периодически обновлялось содержание на информационных стендах для родителей (законных представителей). Материалы содержали как нормативно-правовую, регламентирующую документацию, так и материалы, отражающую деятельность педагогов с воспитанниками МБДОУ. Активная работа педагогического коллектива с семьями воспитанников обеспечила успешное участие родителей (законных представителей) вместе с детьми в городских и всероссийских конкурсах (городские творческие конкурсы: «Творчество юных», «мы из будущего. Детский сад», «Возьмемся за руки, друзья», «Безопасность дорожного движения глазами детей» и т.д.). Участие в конкурсах способствовало получению призовых мест. Родители (законные представители) принимали участие: - в заседаниях родительского комитета МБДОУ; - в работе родительских комитетов групп; - в традиционных сезонных мероприятиях; -в социологических опросах, направленных на выявление степени удовлетворенности родителей (законных представителей) процессом и результатами воспитательнообразовательных потребностей и особенностей различных категорий семей. Открытость работы МБДОУ обеспечивалась путем информирования родителей (законных представителей) через информационные стенды для родителей (законных представителей), а так же через сайт МБДОУ, организацию видеоконференций в ZOOM. Использование информационнокоммуникативных технологий позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия МБДОУ и семьи. Таким образом, можно отметить, что у педагогического коллектива имеется достаточный опыт организации работы с семьями воспитанников. - Оценка морального климата и взаимоотношения в коллективе При оценке морального климата и взаимоотношения в коллективе, рассматривалась степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива. В результате наблюдений, бесед, тестирования и анкетирования было установлено, что для коллектива детского сада большое значение имеет, насколько работа позволяет реализовать свои творческие возможности, соответствует ли она профессиональному уровню. Было отмечено также, что привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, системой материального и морального стимулирования, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма. Заведующий детским садом оказывает влияние на психологический климат в коллективе, регулирует характер взаимоотношений, при расстановке кадров учитывает психологическую совместимость. Конфликтные ситуации решаются своевременно и объективно. Часть вопросов до принятия окончательного решения подлежат обсуждению внутри коллектива. В связи с появлением новых сотрудников в коллективе работу по сплочению следует продолжать. Ситуации некорректного поведения в коллективе, возникшие трудовые споры решаются в соответствии с Положением о комиссии по трудовым спорам, Положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Принципы профессиональной этики и основные правила поведения, которыми руководствуется каждый член коллектива, представлен в Кодексе профессиональной этики педагогических работников. В МБДОУ сложилась система методической работы, которая ориентирована на достижение и поддержку высокого качества воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ. Для стимулирования педагогов в повышении уровня профессиональных компетентностей созданы условия: − разработаны критерии оценки труда работника, по которым осуществляются стимулирующие выплаты; − составлены должностные инструкции; − создаются ситуации успеха, демонстрации достижений о п ы т н ы х п е д а г о г о в (открытые занятия, выставки); − организуется обмен опытом; − оказывается консультативная, методическая помощь; На базе методического кабинета анализируются проблемы жизнедеятельности детского сада, создаются программы: образовательная программа М Б ДОУ, рабочие программы педагогов и др.. Регулярно пополняется программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с реализуемыми образовательными программами. Обобщается опыт работы педагогов детского сада, анализируются перспективные возможности МБДОУ в области осуществления инновационных преобразований. Для реализации права педагога на профессиональный личностный рост разработан алгоритм самообразования, созданы условия для использования личных достижений педагогов в интересах МБДОУ. Материально-техническая база детского сада обеспечивает воспитательнообразовательную деятельность и постоянно пополняется с учетом развития новых технологий и методик. Оценка партнерства и взаимодействия с обществом В МБДОУ создана определенная система взаимодействия с учреждениями культурнообразовательного социума, которая прописана в договорах и планах совместных мероприятий, что способствует познавательному, речевому, художественно-эстетическому, эмоционально-личностному развитию детей. ДОУ эффективно сотрудничает с учреждениями культурно-социального назначения: − Управление образования города Калуги; − Дошкольными учреждениями города Калуги; − Центром ПМПП «Стратегия»; - КГУ им. К.Э. Циолковского; − МБУК «Дом творчества» г. Калуги; - «Юнармия»; - Библиотека (Ул. Платова) − другие. Оценка информационной открытости МБДОУ Структура официального сайта приведена в соответствии с требованиями законодательства. Основные задачи сайта: - формирование целостного позитивного имиджа МБДОУ; - совершенствование информированности граждан о качестве предоставления образовательных услуг в МБДОУ; - создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса, социальных партнеров МБДОУ; -организация и осуществление обмена педагогическим опытом; - стимулирование творческой активности педагогических работников. На страницах сайта ответственное лицо размещает информацию новостного характера, документы разных уровней, в т.ч. копии документов дающих право осуществлять образовательную деятельность, результаты мероприятий контролирующими органами, информацию о количестве вакантных мест в каждой возрастной группе, знакомят с педагогическим и руководящим составом. Таким образом, информация ориентирована на разные категории пользователей: руководящие работники, родители, педагогический коллектив. На сайте размещены требуемые законодательством нормативные документы, что обеспечивает открытость деятельности МБДОУ. У педагогов есть возможность разместить личные материалы для осуществления обмена педагогическим опытом и демонстрации своих достижений. Сайт имеет возможность обратной связи: можно направить администратору сообщение с запросом информации, задать вопрос и получить на него ответ и др. Информация, представленная на сайте, регулярно обновляется. В управлении МБДОУ используются информационно-коммуникационные технологии. Также созданы группы детского сада в социальной сети «В контакте», «Одноклассники», «Телеграм», в которые педагоги выкладывают значимые события и режимные моменты своих групп. Посредством электронной связи педагогическим работникам рассылаются материалы, требующие изучения, новинки методической литературы в электронном приложении, полезные ссылки. Оценка результативности и эффективности действующей в МБДОУ системы управления Основным источником информации для анализа состояния деятельности учреждения, получения достоверных результатов деятельности всех участников образовательного процесса является контроль. Он направлен на объективную оценку состояния дел в учреждении. Администрация детского сада заинтересована в совершенствовании педагогического процесса, создании максимально комфортных условий как для детей, так и для сотрудников, поэтому внутриучрежденческий контроль включен в план работы учреждения на год. Результаты внутриучрежденческого контроля в течение года доводились до сведения коллектива, подлежали обсуждению. Заведующим по результатам контроля были подготовлены приказы и утверждены планы мероприятий по ликвидации выявленных нарушений, проведены повторные контрольные мероприятия. Вывод: 1. В МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги создана система управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения, с учетом запросов участников образовательных отношений. 2. Структура и механизм управления дошкольным учреждением определяет его стабильное функционирование. 3. К решению вопросов по функционированию и развитию детского сада, организации образовательной деятельности и качества предоставляемых услуг привлекаются коллегиальные органы управления учреждением. 4. В соответствии с законодательством осуществляется прием, перевод и отчисление воспитанников. 5. Работа педагогического коллектива МБДОУ с родителями организованна в рамках равноправных партнерских взаимоотношений. 6. Психологический климат в коллективе, между участниками образовательных отношений стабильный, комфортный, доброжелательный. 7. МБДОУ сотрудничает с учреждениями образования, культуры, медицины и др. 8.Учреждение информационно открыто. Функционирует официальный сайт. 3. Содержание и качество подготовки воспитанников. 3.1. Основная образовательная программа дошкольного образования. Анализ реализации. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги спроектирована с учётом ФОП ДО, ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги (далее программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. ➢ Цель реализации ОП МБДОУ: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. ➢ Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: ➢ 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; ➢ 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). ➢ 3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). ➢ 4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. ➢ 5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. ➢ 6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. ➢ 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. ➢ 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. ➢ 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. ➢ 10. Формирование у ребенка дошкольного возраста качеств, способствующих ориентации в современном поликультурном обществе. ОП МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги (далее по тексту- ОП ДОУ) сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). ОП МБДОУ направлена на: ➢ - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; ➢ - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей; ➢ - на формирование личности гражданина Российской Федерации, воспитанного в духе уважения к традициям и обычаям своего и других народов. ➢ ➢ ➢ ➢ ➢ Содержание ОП МБДОУ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Содержание ОП МБДОУ отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. ОП МБДОУ состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Она разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития воспитанников для успешной готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Она учитывает достижения в области отечественной педагогической и психологической науки, вобравшей в себя мировой опыт. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы, направленные на развитие детей в нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках. Объем обязательной части ОП МБДОУ составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. ОП МБДОУ включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает цели и задачи реализации ОП МБДОУ, принципы и подходы к ее формированию, а также значимые характеристики для разработки и реализации ОП МБДОУ, в том числе общие сведения о ДОУ, а также характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения ОП МБДОУ конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей. Содержательный раздел представляет общее содержание ОП МБДОУ, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел включает: 1) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом ФГОС ДО, программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; 2) описание культурных практик и форм деятельности, связанных с реализацией ОП МБДОУ: - особенности реализации Программы с учетом культурных практик, - методы и способы реализации ОП МБДОУ, - формы организации образовательной деятельности воспитанников; 3) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ОП МБДОУ: - реализация регионального компонента, приоритетные направления деятельности ДОУ, - оригинальная модель построения воспитательно-образовательного процесса ДОУ, - технологии взаимодействия педагогов с воспитанниками - способы и направления поддержки детской инициативы и индивидуальности, - система работы по адаптации детей к условиям ДОУ, - дополнительные формы образования. 4) обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей. 5) взаимодействие ДОУ с микросоциумом. Часть ОП МБДОУ, формируемая участниками образовательных отношений, включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных программ. Данная часть ОП МБДОУ учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, и ориентирована на: - выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; - сложившиеся традиции ДОУ. Организационный раздел содержит: 1) Комплекс условий реализации образовательной ОП ДОУ: - описание модели создания развивающей предметно-пространственной среды; - описание материально-технических и кадровых условий обеспечения ОП ДОУ; - описание модели интегрированного образовательного процесса в ДОУ; - описание особенностей планирования образовательной деятельности в ДОУ; - перечень методических материалов, обеспечивающих реализацию ОП ДОУ. 2) Организация режима пребывания детей в ДОУ включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. Описаны особенности проектирования образовательного процесса в соответствии с контингентом детей, их индивидуальными и возрастными особенностями. В организационном разделе описаны также система мониторинга качества дошкольного образования в ДОУ и принципы конфиденциальности при реализации ОП ДОУ. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, представлена совокупностью выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. Дополнительным разделом ОП ДОУ является текст ее краткой презентации. Краткая презентация ОП ДОУ ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации ОП ДОУ указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ОП ДОУ; 2) комплексирование программ, методов, форм и приемов работы по реализации ОП ДОУ; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. В связи переходом на ФОП ДО, произошло пополнение парциальных программ и технологий по образовательным областям: «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие». На протяжении года комплектовались парциальные программы в соответствии с современными требованиями и реализуемой программой. Приобреталось дополнительное методическое обеспечение. 3.2. Состояние воспитательно – образовательного процесса в МБДОУ. Воспитательно – образовательный процесс в МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги организован в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями. Созданы благоприятные условия в помещении для игр и занятий с детьми, соблюдены правила санитарии и гигиены, организуется сквозное проветривание (в отсутствие детей). Воспитательно–образовательный процесс строится на основе ОП ДОУ, режима дня, утвержденного заведующим, который устанавливает распорядок бодрствования и сна, приема пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, организацию непосредственно образовательной деятельности, прогулок и самостоятельной деятельности воспитанников. Режим дня соответствует гигиеническим нормам детей различного возраста. Предусмотрено достаточное пребывание на свежем воздухе, осуществляются оздоровительные и профилактические мероприятия, проводятся организованные занятия, которые включают в себя рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок. Осуществляется плавный переход от игры к занятиям и режимным моментам. Обеспечивается баланс между разными видами игр (спокойными и подвижными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно - ролевыми). Учебный план разработан в соответствии с ФГОС ДО. Нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки в течение недели определены и СанПиНами. В план включены пять направлений, обеспечивающих познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественноэстетическое и физическое развитие детей. Реализация плана предполагает учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Реализация физического и художественноэстетического направлений занимает не менее 50% общего времени, отведенного на ООД. В ДОУ утвержден перечень программ, технологий и методической литературы, пособий, материалов, который соответствует утвержденным федеральным перечням учебной и методической литературы, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе. В течение учебного года коллектив ДОУ работал над обеспечением всестороннего развития и укрепления здоровья детей посредством создания оптимальных условий организации воспитательнообразовательного процесса в детском саду. В соответствии с интеграцией образовательных областей, разнообразием видов детской деятельности и комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса работа в ДОУ строится на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых является игра - ведущий вид детской деятельности. В течение года педагоги планомерно работали над раскрытием детского потенциала, творческих и коммуникативных способностей ребенка с помощью осуществления комплексного процесса социализации детей. Педагоги ведут документацию аналитического характера, в которой прослеживаются состояние оздоровительной работы в группе, качество освоения ОП ДОУ, отражается взаимодействие со специалистами. Предметно – развивающая среда имеет следующие особенности: Педагоги учреждения постоянно осуществляют работу по подбору оснащения предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009г. № 655, (ведение в образовательный процесс образовательных областей), в соответствии с интеграцией образовательного процесса).. Пространство групп в МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги организованно в виде разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающие и интерактивные игрушки и т.д.). Среда создана в соответствии с ФГОС ДО, реализуемой ОП МБДОУ и возрастными особенностями детей, их гендерными отличиями. При проектировании предметно-развивающей среды в МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги учитывается следующие особенности: ✓ доступное расположение игрушек и игр; ✓ подбор игр и игрушек по возрасту; ✓ нежесткое зонирование; ✓ создание площадки свободного пространства для двигательной активности детей; ✓ обеспечение богатства сенсорных впечатлений; ✓ обустройство места для самостоятельной деятельности детей; ✓ создание эффекта домашней обстановки. На протяжении учебного года широко использовалась сенсорная комната для рботы с воспитанниками , имеющими статус «ОВЗ». Содержание инновационной деятельности В МБДОУ продолжена инновационная деятельность: реализуется комплекс мероприятий по обеспечению качественного внедрения инклюзивного образования в МБДОУ № 36 (в рамках соглашения с КГУ им. К.Э. Циолковского, МОУ НМЦ «Стратегия»). Педагоги МБДОУ № 36 принимали активное участие в мероприятиях, направленных на создание условий для инклюзивного образования дошкольников в условиях детского дошкольного образовательного учреждения, организованных центром «Стратегия» г. Калуги, КГУ им. К.Э. Циолковского посредством видеоконференций в ZOOM; а также посредством участия в вебинарах, семинарах-практикумах через интернет. Кроме того, в 2023 году МБДОУ № 36 являлось инновационной площадкой ФГБ НУ «Института изучения детства, семьи и воспитания РАО». Педагоги реализовывали и принимали участие в мероприятиях, способствующих снижению уровня агрессии в образовательной среде. 3.3. Дополнительные общеразвивающие программы, охват воспитанников дополнительным образованием. В МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» воспитанникам были предоставлены платные дополнительные образовательные услуги: - для детей 3-4 лет (реализация авторской образовательной программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная бумага»). - для детей 4-5 лет (реализация авторской образовательной программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебный мир театра»). - для детей 4-5 лет, 5-6 лет (реализация авторской образовательной программы дополнительного образования физической направленности «Беби-йога»). - для детей 5-6 лет (реализация авторской образовательной программы дополнительного образования речевой направленности «Словотворчество»). - для детей 6-7 лет (реализация авторской образовательной программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Волшебная ниточка»). - для детей 4-5 лет, 5-6 лет (реализация авторской образовательной программы дополнительного образования речевой направленности «Маленькие фантазеры»). - для детей 4-5 лет (реализация авторской образовательной программы дополнительного образования речевой направленности «Музыкальный сундучок»). - для детей 4-5 лет (реализация авторской образовательной программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Русские узоры») Выводы: МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» города Калуги функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации, является стабильно развивающейся образовательной организацией. Заведующий МБДОУ № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги Т.В. Кубова