Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Бэби-йога» НАПРАВЛЕННОСТЬ: физическое развитие Возраст обучающихся: ___5-6 лет__ Срок реализации: 1 год Пояснительная записка Направление программы – физическое развитие. Йога заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит внутренние органы. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога – древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. Детская йога – это комплекс занятий на, который создает все условия для гармоничного роста и развития детей. Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Йога особенно полезна часто болеющим детям, тревожным и легковозбудимым, малоподвижным, ощущающим дефицит общения, с дефицитом или избытком массы тела, имеющим заболевания бронхо-лѐгочной и нервной системы ,энурез. Занятие йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку. Большинство упражнений в йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).. Позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все позы просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о своем теле. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми, а, кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие. ЦЕЛЬ: физическое и психическое развитие и укрепление всех систем организма у детей; формирование потребности в здоровом образе жизни. Задачи: 1. Развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию, умение управлять своими поступками и чувствами. 2. Развивать умение снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться. 3. Формировать правильную осанку. 4. Развивать потребность в здоровом образе жизни. Программа актуальна для детей 5-6 лет. Форма и режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность 1 занятия составляет 25 мин. Форма занятий - подгрупповая, индивидуальная (по необходимости) Срок реализации программы: 9 месяцев. Планируемые результаты освоения программы Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-6 лет, имевших низкий уровень их развития; • Развита гибкость, (повышается подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений); • Улучшена осанка (укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется позвоночный столб); • Сформировано равновесие, координация движений; • Сформировано правильное дыхание; • Сформировано осознание своего тела (во время выполнения упражнений хатха-йоги); • • • Развиты коммуникативные навыки (расширен словарный запас); Повышена самооценка (растет уверенность в себе). Содержание Программы. Учебный (тематический план) Занятия состоят из трѐх частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть занятия (3-5 минут) Включает разные виды ходьбы , самомассаж. Задача – подготовить организм ребѐнка к предстоящей физической нагрузке. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых: необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Основная часть занятия (8-10 минут). 1. Выполнение комплекса поз, обучение новым упражнениям, закрепление изученных. В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 4-5 основных асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребѐнка. 2. Дыхательные упражнения, направленные на развитие дыхательной системы и повышения иммунитета. 3. Гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика выполняется в конце основной части или в паузах для отдыха после физических упражнений с большой нагрузкой. Заключительная часть занятия (3-5 минут) Релаксационная гимнастика. Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние с использованием мелодичной музыки со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья. Учебно- тематический план № Сентябрь Тема Вводное занятие Знакомство с йогой Утренний «Приветствие Намаскар» Октябрь НОЯБРЬ Количество часов 1 час 40 мин комплекс солнцу- Сурья Игровая гимнастика Пальчиковая гимнастика. «Медвежонок и горшочек меда» 1 час 40 мин 1 час 40 мин «Поза героя лежа» суптавирасана. «Веселая черепашка» - «Мостик»- поза перевернутого лука, урдвадханурасана. ДЕКАБРЬ «Лодочка»- навасана «Спящая лягушка» - шавасана «Лодочка» «Змея» - кобра «Корзинка» дханурасана - поза 1 час 40 мин лука, ЯНВАРЬ «Морская звезда» «Добрая кошечка» «Злая кошечка» 1 час 40 мин ФЕВРАЛЬ «Поза ребенка» - баласана «Стойкий оловянный солдатик» «Цапля» 1 час 40 мин «Здравствуй, солнце» - веселые ежата МАРТ «Веселый крокодил»Поза верблюда - уштрасана «Гибкая пантера»- наклон к одной ноге - паршвоттанасана Игровая гимнастика «Веселый зоопарк» «Жираф ищет травку» глубокий наклон вперед уттанасана АПРЕЛЬ «Пес Бобик» «Дерево» - врикшасана «Рано утром солнце встало» «Веселые акробаты» «Гора» 1 час 40мин - 1 час 40 мин МАЙ «Полет журавлика» Ритмичная гимнастика под музыку. Самомассаж с использованием массажных мячиков. «Приветствие солнцу» 1 час 40 мин Итоговое занятие Формы контроля и оценочные материалы Для отслеживания динамики освоения программы и анализа результатов учебной деятельности разработан мониторинг. Мониторинг осуществляется в на начало и конец учебного года (сентябрь/май) и включает первичную и итоговую диагностику. Организационно-педагогические условия реализации программы Материально-технические условия реализации программы: 1. Резиновые коврики. 2. Профилактические дорожки. 3. Массажные мячики. 4. Музыкальный центр 5. Музыкальные произведения в CD записи Список литературы 1. Айенгар Б.К.С. Йога (Путь к здоровью). – Сыкт.: Флинта, 2012 2. Бокатов А.И., Сергеев С.А. Детская йога . – М.: Ника-центр, 2006 3. Вавилов Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981 4. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. (Здоровый малыш.) 5. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. 6. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2009. 7. Долгих Е. Хатха-йога в детском саду. Опыт работы по использованию современных здоровьесберегающих технологий. – Елабуга, 2008. 8. Йога для дошкольников. Парциальная программа для детей дошкольного возраста.