волшебный мир театра

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №36 «Аленький цветочек» г.Калуги

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественно-эстетическая
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель (разработчик):
Борисовская Инна Валерьевна
Воспитатель,
Первая кв. категория

г.Калуга

Пояснительная записка
Программа ориентирована на художественно-эстетическое развитие
личности ребенка, его индивидуальности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии
через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их
думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Театрализованные игры
развивают эмоциональную сферу ребенка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и
др.), раскрепощают, делают увереннее в своих силах. Очевидно, что театрализованная деятельность формирует у детей умения быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Наше общество нуждается в людях с такими качествами, которые бы смело
могли входить в современную ситуацию, умели владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имели мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные
направления работы: театрализованную игру, культуру и технику речи, ритмопластику и др., которые взаимосвязаны и дополняют друг друга, что позволяет осуществлять индивидуальную направленность по отношению к интересам и потребностям детей.
Направленность программы кружковой театрализованной деятельности
- художественно-эстетическая.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Образовательные задачи:
• Сформировать начальные навыки актерского мастерства
• Обучить детей элементам художественно-образных выразительных
средств (интонация, мимика, пантомимика)
• Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, театр теней, бибабо и др.)

• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру
речи, интонационный строй, диалогическую речь.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности
• Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения
• Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности
Воспитательные задачи:
• Воспитывать и развивать художественно-эстетический вкус и уважение
к литературному творчеству
• Воспитывать любовь к театру
• Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 20 минут. Общее количество учебных занятий в год – 36.
Занятия содержат групповую форму обучения.
Ожидаемые результаты
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5—8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах.
Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.

Виды театральной деятельности на год:
Количество занятий
Время
1.
Оценка театрально-игровой деятельности
4
1час 20мин (80мин)
2.
Театральная игра
9
3 часа 5мин (185мин)
3.
Ритмопластика
3
1 час (60мин)
4.
Культура и техника речи
5
1час 40мин (100мин)
5.
Основы театральной культуры
5
1час 45мин (105мин)
6.
Работа над спектаклем
10
3час10мин (190мин)
Итого
36
12 часов (720мин)

УЧЕБНО (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Наименование темы
Оценка театрально-игровой деятельности
Оценка театрально-игровой деятельности
Основы театральной культуры «Давайте познакомимся»

Театрализованная игра «Изменю себя, друзья. Догадайтесь,
кто же я?»
Ритмопластика «Язык жестов, мимики, голоса»
Работа над спектаклем «Курочка Ряба»
Работа над спектаклем «Курочка Ряба»
Работа над спектаклем «Курочка Ряба»
Театрализованная игра «Воображаемое путешествие»
Театрализованная игра «Животные во дворе»
Работа над спектаклем «Курочка Ряба»
Работа над спектаклем «Курочка Ряба»
Спектакль «Курочка Ряба»
Ритмопластика «Эмоции»
Театрализованная игра «Насос и надувная игрушка»
Культура и техника речи «Семь сыновей» «Ходим кругом»
Театрализованная игра «Путешествие»
Театрализованная игра «Ярмарка»
«Теремок»
Работа над пьесой «Теремок»
Работа над пьесой «Теремок»
Репетиция первой картины спектакля «Теремок»
Репетиция спектакля «Теремок»
Репетиция спектакля «Теремок»
Спектакль «Теремок»
Театрализованная игра «У меня полно хлопот»
Разыгрывание этюдов «Мамины детки»
Ритмопластика «Заяц и охотник»
Театрализованная игра «Полет на Луну»
Театрализованная игра «Путешествие в мир сказок»
Театрализованная игра «Настройщик»
Театрализованная игра «Последний герой»
Основы театральной культуры «Это вы можете!»
Основы театральной культуры «Сам себе режиссер»
Оценка результатов театрально-игровой деятельности
Оценка результатов театрально-игровой деятельности
Итого: 720 минут (12 часов).

Количество
часов (мин)
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Сентябрь
1
Оценка театрально-игровой деятельности

Оценить театрально-игровую деятельность детей перед началом учебного года.
Театральная игра
Общеразвивающие игры «Что ты слышишь?»
Упражнения и этюды «Угадай, что я делаю?»
Ритмопластика
Игры на развитие двигательных способностей «Не ошибись»
Музыкально-пластические импровизации «Осенние листья»
Жесты как важное средство выразительности «Иди сюда», «Уходи»
Этюдный тренаж
Упражнения на развитие внимание, памяти, воображения «Кто пришел?»
Этюды на выражение и сопоставление различных эмоций «Девочки и мальчики»
Основы театральной культуры
Словарь театральных терминов
Игры-драматизации
Желание участвовать в играх-драматизациях. Умение общаться с партнером.
Способность импровизировать при создании образа «Курочка Ряба»
2
Оценка театрально-игровой деятельности

Театральная игра
Игры на превращения «Превращение детей»
Культура и техника речи
Игры и упражнения на речевое дыхание «Игра со свечой»
Артикуляционная гимнастика «Удивленный бегемот», «Горячая картошка»
Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой «Колыбельная»
Этюдный тренаж
Упражнения на развитие внимание, памяти, воображения «Прогулка в лес»
Этюды на воспроизведение отдельных черт характера «За деревней я гуляла»
Игры-драматизации
Желание участвовать в играх-драматизациях. Умение общаться с партнером.
Способность импровизировать при создании образа «Теремок»
3
Основы театральной культуры
«Давайте познакомимся»
Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная
деятельность в жизни человека.
1. Игра «Давайте познакомимся».
2. Беседа о театре и театральной студии

4
Театрализованная игра
«Изменю себя, друзья. Догадайтесь,
кто же я?
Развивать внимание, память наблюдательность, воображение детей, образное
мышление детей
1. Беседа.
2. Отгадывание загадок
3. Игра «Измени голос».
4. Игровые упражнения.
октябрь
5
Ритмопластика
«Язык жестов, мимики, голоса»
Развивать внимание, память, образное мышление детей, выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас детей.
1. Игра «Где мы были, мы не скажем».
2. Беседа.
3. Подвижная игра «Смелые мышки».
4. Игра «Дедушка Молчок»
6
Работа над спектаклем
«Курочка Ряба»
Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Курочка
Ряба». Прививать детям любовь к поэтическому слову.
1. Чтение сценария «Курочка ряба»
2. Упражнения по развитию речи
7
Работа над спектаклем «Курочка Ряба»

Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.
Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.
1. Дыхательная гимнастика.
2. Голосовая гимнастика.
3. Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки
4. Пересказ сказки детьми по частям.
8
Работа над спектаклем «Курочка Ряба»

Развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат. Учить узнавать героя
по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы
героев сказки. Формировать дружеские взаимоотношения.
1. Игры и упражнения на речевое дыхание
2. Зарядка для губ «Веселый пятачок».
3. Упражнение на речевое дыхание «Игра со свечой».
4. Играем сказку «Курочка Ряба».

ноябрь
9
Театрализованная игра
«Воображаемое путешествие»
Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.
1. Артикуляционная гимнастика: «Удивленный бегемот», «Горячая картошка».
2. Игра «Воображаемое путешествие»
3. Репетиция сказки «Курочка Ряба».
10
Театрализованная игра
«Животные во дворе»
Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей со скороговорками, с
движениями животных.
1. Артикуляционная гимнастика «Удивленный бегемот», «Горячая картошка»
2. Знакомство со скороговоркой «Вез корабль карамель»
3. Игра «Животные во дворе».
4. Повторение сказки «Курочка ряба».
11
Работа над спектаклем
«Курочка Ряба»
Развивать диапазон и силу звучания голоса; внимание, наблюдательность, память детей. работать над дыханием и артикуляцией
1. Работа над техникой речи: игра «Эхо», игра «Чудо-лесенка».
2. Упражнение на дыхание «Насос».
3. Игра «Птичий двор».
4. Репетиция сказки «Курочка Ряба».
12
Работа над спектаклем «Курочка Ряба»

Развивать речевое дыхание, память, общение, внимание, наблюдательность тренировать три вида выдыхания; учить детей произносить скороговорки; закреплять текст сценария «Курочка Ряба». Создать на сцене с помощью декораций
атмосферу деревенской избы и огорода.
1. Техника речи. Игра «Самолет».
2. Работа над гласными звуками. Игра «Веселые стихи».
3. Беседа о театральной культуре.
4. Репетиция сказки «Курочка Ряба».
13
Спектакль
«Курочка Ряба»
Развивать сценическое творчество. Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми.
Показ сказки малышам, сверстникам и взрослым.

декабрь
14
Ритмопластика
«Эмоции»
Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх,
злость) по мимике и интонации изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами
театральной культуры.
1. Упражнение на гласные и согласные звуки.
2. Игра «Зеркало».
3. Упражнение «Изобрази эмоции».
4. Рассматривание репродукций картин, фотографий.
5. Игры «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон».
15
Театрализованная игра
«Насос и надувная игрушка»
Учить детей напрягать и расслаблять мышцы, артикулировать звуки с и ш; действовать с воображаемыми предметами, взаимодействовать друг с другом; тренировать три вида выдыхания. Совершенствовать наблюдательность, воображение, память.
1. Упражнение на артикуляцию.
2. Игра «Магазин».
3. Игра «Насос и надувная кукла».
16
Культура и техника речи
«Семь сыновей» «Ходим кругом»
Развивать умение детей произвольно реагировать на команду, снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами.
1. Работа над техникой речи. Гласные звуки: и, э, а, о, у, ы.
2. Игра «Семь сыновей».
3. Игра «Ходим кругом».
17
Театрализованная игра
«Путешествие»
Совершенствовать эмоциональную память, наблюдательность детей; продолжать работу над техникой речи. Обратить внимание на умение детей фантазировать, придумывать, сочинять.
1. Упражнения на дыхание и голос «Запах цветка».
2. Работа над скороговоркой «Из-под топота копыт пыль по полю летит».
3. Беседа на тему «Путешествие».
4. Театрализованная игра «Путешествие».

январь
18
Театрализованная игра
«Ярмарка»
Тренировать дикцию; расширять диапазон голоса и уровень громкости. Совершенствовать элементы актерского мастерства; внимание, память, общение.
1. Беседа «Знакомство с ярмаркой».
2. Театрализованная игра «Ярмарка».
19
«Теремок»
Развивать дикцию, память, внимание, воображение, фантазию детей.
1. Чтение пьесы Л. Поляк «Теремок»
2. Беседа о пьесе «Теремок».
3. Работа над техникой речи.
4. Игра «Испорченный телефон».
20
Работа над пьесой «Теремок»

Создавать положительный эмоциональный настрой на занятии. Знакомить детей с понятием «рифма». Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей. Продолжать работу над поэтическим текстом пьесы «Теремок», добиваться пластического изображения походки героев пьесы.
1. Работа над техникой речи.
2. Знакомство с рифмой.
3. Игра «Тень».
4. Работа над пьесой «Теремок».
5. Беседа о предлагаемых обстоятельствах.
21
Работа над пьесой «Теремок»

Развивать внимание, эмоциональную память, наблюдательность; добиваться
четкого произнесения слов.
1. Работа над техникой речи (артикуляционная, дыхательная гимнастика;
считалка «Жили-были два дружка»; игра «Узнай по носу»).
2. Работа над пьесой «Теремок».
февраль
22
Репетиция первой картины спектакля «Теремок»

Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля. Совершенствовать память, наблюдательность, внимание детей. Продолжать работу над
техникой речи.
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
2. Упражнение на гласные и согласные звуки.
Упражнение «Новости нашего двора».
3. Повторение состояний человека в тех или иных обстоятельствах (эмоции).
4. Репетиция первой картины спектакля «Теремок».

23
Репетиция спектакля «Теремок»

Развивать внимание, память; умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук,
ног и корпуса.
1. Игра «Снеговик».
2. Зарядка для шеи, челюсти, языка: «Удивленный бегемот», «Зевающая пантера», «Горячая картошка»; упражнения для языка «Жало змеи», «Конфетка»,
«Колокольчик», «Уколы», «Самый длинный язычок».
3. Упражнение на дикцию игра «Свинки».
4. Репетиция спектакля «Теремок»
24
Репетиция спектакля «Теремок»

Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать элементы актерского мастерства.
1. Репетиция спектакля «Теремок» с использованием света, музыки, костюмов
и реквизита.

25
Спектакль «Теремок»
Совершенствовать элементы актерского мастерства.
1. Повторение текста пьесы «Теремок».
2. Приглашение зрителей на спектакль «Теремок».
3. Спектакль «Теремок» (с использованием музыки, света, реквизита).
март
26
Театрализованная игра
«У меня полно хлопот»
Привлечь внимание детей к праздничной дате (8 Марта). Вызвать эмоциональный отклик к теме материнской заботы и любви. Побуждать к импровизации.
Учить ролевому поведению.
1. Инсценировка «У меня полно хлопот»
2. Колыбельные-импровизации
3. Игры-инсценировки «Домашние дела»
27
Разыгрывание этюдов
«Мамины детки»
Учить пересказывать содержание знакомой сказки. Учить показывать сказку.
Развивать сопереживание, чуткое отношение к другому. Дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх. Побуждать к воплощению в игровой образ.
1. Сюрпризный момент
2. Песня «Кошка»
3. Рассказ сказки «Кошка и котята».
4. Этюды на мимику, жесты, на выражение основных эмоций: «Как кошка мама звала своих котят во дворе», «Как сердито рычал пес Рекс», «Как жалобно
мяукали котята на дереве», «Как они радовались, когда мама их спасла»

5. Этюды «Котята», «Котята просыпаются», «Котята резвятся», «Котята
охотятся за мышкой».
6. Хоровод-игра «Как кошки расплясались»
28
Ритмопластика «Заяц и охотник»
Учить детей ориентироваться в пространстве; равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом; двигаться в разных темпах.
1. Упражнения по ритмопластике «Муравьи», «Буратино и Пьеро».
2. Игра «Заяц и охотник».
29
Театрализованная игра
«Полет на Луну»
Совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность;
воспитывать смелость, ловкость. Развивать наблюдательность, воображение детей; совершенствовать умение выступать перед публикой.
1. Беседа о космосе и профессии космонавта.
2. Упражнение на внимание.
3. Упражнение на координацию движений.
4. Игра «Полет на Луну»
апрель
30
Театрализованная игра
«Путешествие в мир сказок»
Показать воспитанникам детского сада отрывки из спектаклей, подготовленных
участниками театральной студии.
1. Отрывок из спектакля «Курочка Ряба».
2. Отрывок из спектакля «Теремок».
31
Театрализованная игра
«Настройщик»
Знакомить детей с пословицами, поговорками и скороговорками; учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
1. Беседа о пословицах, поговорках и скороговорках.
2. Разучивание новых пословиц, поговорок и скороговорок.
3. Театрализованная игра «Настройщик».
32
Театрализованная игра
«Последний герой»
Развивать правильное речевое дыхание, быстроту реакции; смелость, сообразительность, воображение и фантазию.
1. Упражнения на дыхание «Прямой маятник», «Боковой маятник», «Цветочный магазин», «Ручной мяч».
2. «Последний герой».

33
Основы театральной культуры
«Это вы можете!»
Закреплять пройденный материал (пословицы, поговорки, отрывки из спектаклей).
1. Беседа о театре и театральной деятельности.
2. Игры.
май
34
Основы театральной культуры
«Сам себе режиссер»
Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.
1. Беседа на тему «Как рождается сценка».
2. Репетиция сценок.
35
Оценка результатов
театрально-игровой деятельности
Оценить театрально-игровую деятельность детей перед началом учебного года.
Театральная игра
Общеразвивающие игры «Руки - ноги»
Упражнения и этюды «Угадай, что я делаю?»
Ритмопластика
Игры на развитие двигательных способностей «Самолеты и бабочки»
Музыкально-пластические импровизации «Бабочки»
Жесты как важное средство выразительности «Просьба»
Этюдный тренаж
Упражнения на развитие внимание, памяти, воображения «Нагрузи машину»
Этюды на выражение и сопоставление различных эмоций «На улице две курицы»
Основы театральной культуры
Словарь театральных терминов
Игры-драматизации
Желание участвовать в играх-драматизациях. Умение общаться с партнером.
Способность импровизировать при создании образа «Колобок»
36
Оценка результатов
театрально-игровой деятельности
Театральная игра
Игры на превращения «Превращение детей»
Культура и техника речи
Игры и упражнения на речевое дыхание «Игра со свечой»
Артикуляционная гимнастика «Удивленный бегемот», «Горячая картошка»
Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой «Колыбельная»
Этюдный тренаж
Упражнения на развитие внимание, памяти, воображения «Прогулка в лес»
Этюды на воспроизведение отдельных черт характер «Коза-хлопота»

Игры-драматизации
Желание участвовать в играх-драматизациях. Умение общаться с партнером.
Способность импровизировать при создании образа «Мышонок»

Диагностика знаний, умений и навыков проводится два раза в год (сентябрь, май) и оценивается по следующим уровням: высокий (3), средний (2) и
низкий(1).
Основными методами отслеживания успешности овладения воспитанниками содержания программы является наблюдение и беседа.
Критерии оценки
Должен уметь:
Разыгрывать несложные
представления по знакомым литературным
сюжетам
Использовать в театрализованных играх образные игрушки
Должен знать:
Некоторые виды театров
Некоторые приемы и
манипуляции, применяемые в знакомых видах
театров
Должен иметь представление:
О театре, театральной
культуре
Роли артистов, кукол
Правилах поведения в
театре
Азбуке театра (название
театральных персонажей, предметов, декораций)

Материально-техническое обеспечение
•
•
•
•
•
•
•
•

Музыкальный зал
Аудио и видео техника
Театральные костюмы
Детская литература
Мягкие игрушки
Ширма
Канцелярские материалы для изготовления кукол, декораций
Маски

Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы
1.Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. Обзор
программ дошкольного образования. /Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:
ТЦ Сфера, 2010.
2.Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 4 - 5 лет. /Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.:Мозаика - Синтез,
2021.

Список литературы
Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2005.
Дерягина Л. Б. Играем сказку. –СПб.,2010.
Кошманская И. П. Театр в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2004.
Лаптева Г. Театрализованные игры в детском саду./Ребенок в детском
саду. №2, 2013.
5. Лаптева Г. Театрализованные игры в детском саду./Ребенок в детском
саду. №3,2013.
6.
Чистякова М. И. Психогимнастика. М.,2018.
1.
2.
3.
4.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».