Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №36 “Аленький цветочек” г. Калуги ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА “Маленькие фантазёры” • НАПРАВЛЕННОСТЬ:_ Художественно-эстетическая Возраст обучающихся: 4-5_лет Срок реализации: 2 года Составитель (разработчик): Григорян Э.Н, Должность/ квалификационная категория Воспитатель /соотв. занимаемой. должности г. Калуга 1. Целевой раздел Пояснительная записка. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография». Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» - подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» - создавать, изображать образ предмета. Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания. Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии», нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Крупа — это отличный материал для творчества. Поделки из крупы получаются интересными и оригинальными, а если крупу еще и подкрасить, то яркими и привлекательными. Для работы подходят манка и рис, пшено и гречка, горох и любые семечки, – все, что можно наклеить. Здесь главное – проявить фантазию. А картины из круп – это красивое украшение для дома. Каждая крупа отличается по своей структуре, размеру, форме и цвету. Поэтому ее можно использовать для украшения различных элементов одной поделки. Например, если для изделия нужен желтый цвет – подойдет кукурузная крупа, коричневый – гречка, белый – рис и манка, ну а если нужен зеленый, синий, красный и другие цвета, то можно подкрасить любую белую крупу. Для того чтобы поделка удалась, нужно желание, фантазия, немного терпения, хорошее настроение и помощь ребенка. Ведь делая поделки из крупы, детки развивают внимание, память, логику, воображение, мелкую моторику и глазомер. А эти навыки очень важны в дальнейшей жизни и непосредственно при поступлении в школу. Маленькие детки очень любят играть с крупой. А посыпание – как элемент изготовления поделок способствует развитию пальчиков и кистей ребенка. Поделки из крупы — это один из самых оригинальных и красивых подарков, сделанных своими руками. Кроме того, такие поделки хорошо выручают, когда нужно сделать что-то интересное на выставку в школу или детский сад. Крупа – это натуральный материал, который не вызывает аллергию, поэтому работать с нею безопасно, конечно, под четким присмотром воспитателя. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физкультминутку. Во время выполнения работ для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. В работе используются бархатная бумага, пряжа разных цветов, картон, ватные палочки, клей), крупа и семена. Цель и задачи программы. Цель. Создание условий для развития творческих способностей младших дошкольников, их эстетического развития. Задачи. • Учить детей создавать изображение способом «ниткография» и работать с семенами и крупой. • Показать алгоритм выполнения рисунков техникой «ниткография», учить выкладывать рисунок из пряжи; • Вызвать интерес к нетрадиционному художественному творчеству, способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток и круп; • Развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, обогащать словарный запас; • Формировать умение составлять простые композиции; • Воспитывать навыки аккуратной работы, самостоятельность, отзывчивость, доброту, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах, помогать товарищам. • Развивать умение создавать образы разных предметов и персонажей из крупы, объединять их в коллективную композицию. 2. Содержательный раздел. Перспективно-тематический план кружка «Маленькие фантазёры» Неделя Тема Сентябрь 1–2 Знакомство неделя детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Мяч» Цель Оборудование Познакомить детей с техникой рисования «ниткография», учить создавать изображение мяча, ориентироваться на плоскости, развивать моторику рук, аккуратность, воспитывать интерес к изобразительным материалам. Иллюстрации, альбомы, поделки, листы бархатной бумаги с изображением линий в разных направлениях, пряжа красного, жёлтого, зелёного, синего цвета. 3–4 неделя . Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность. Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Овощи» Октябрь 1–2 неделя 3-4 неделя «Подсолнух» «Берёза» Ноябрь 1 неделя «Флаг России» 2 неделя «Тарелочка» 3 неделя «Шапочка» Учить детей создавать изображение (подсолнух), использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. Вызвать у детей желание изготовить берёзу, проявляя свое творчество, индивидуальность. Быть внимательными, неторопливыми. Картон, пластилин, крупа: фасоль черная, горох желтый или пшено Картон, пластилин, фасоль белая и черная, макаронные изделия «листики», гуашь (зеленая, желтая, кисточка Познакомить с государственной символикой: флаг. Учить детей создавать изображение (флаг), использовать в работе необходимые цвета нитей. Развивать умение пользоваться ножницами. Воспитывать чувство гордости за родину, аккуратность. Вызвать у детей желание изготовить красивую тарелочку, проявляя свое творчество. Развивать умение пользоваться ножницами, быть аккуратным. Воспитывать усидчивость. Листы бархатной бумаги, шерстяные нити красного, белого и синего цвета, ножницы. Продолжать учить детей создавать изображение (рукавичка), не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. 4 неделя «Ваза с цветами» Учить детей использовать в работе творческую фантазию, создавая изображение вазы с цветами. Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать желание доводить начатое до конца, помогать товарищам, испытывающим затруднения в выполнении работы. Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы и семена тыквы. Декабрь 1 неделя «Пингвин» Познакомить детей с изготовлением поделки из крупы. Совершенствовать умения и навыки в работе с клеем. Развивать чувство композиции. ист-основа, манная крупа, черный гранулированный чай, маш (для глаза), клей ПВА, кисть для клея. 2 неделя «Снежинки» Уточнить с детьми время года, зимние приметы. Учить детей создавать изображение снежинок. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, Листы бархатной бумаги, шерстяные усидчивость, воспитывать желание помогать товарищам. 3 неделя «Новогодняя елка» Уточнить знания детей о деревьях. Познакомить детей с изготовлением поделки из крупы к праздникам «Новый год» и «Рождество». Закрепить умения украшать простые по форме предметы. Совершенствовать умения и навыки в работе с клеем, красками. Развивать чувство композиции. 4 неделя «Зимняя фантазия» (коллективная композиция) Учить создавать коллективную композицию на основе индивидуальных работ, составлять теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток. Закреплять умение пользоваться ножницами, Воспитывать внимательность, неторопливость. нити белого и синего цвета, ножницы. Лист-основа, готовая форма елки, крупа манная, крупа кукурузная, крупа ячневая, бисер, краски, кисть для краски, клей ПВА, кисть для клея. Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. Январь 1-2 неделя Продолжать знакомить детей с волокнистыми материалами и их свойствами; учить вырезать кусочки цветных нитей и наклеивать, сыпать их на основу; развивать умение работать ножницами, клеем. Разноцветные нити, лист картона с изображением (елочной игрушки) шарика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. 3 неделя Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Шарик для елочки» «Снеговик» Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткографии» в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ изображения снеговика. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность. Нити белого, оранжевого, черного, зеленого цвета, лист картона с изображением снеговика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. 4 неделя «Домик» Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Учить рисовать домик способом «ниткография». Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. Нити разных цветов, лист картона с изображением домика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. «Потайная дверца» Познакомить детей с изготовлением поделки из фасоли. Совершенствовать умения и навыки в работе с клеем. Развивать чувство композиции. Лист-основа, фасоль, клей ПВА, кисть для клея. Февраль 1 неделя 2 неделя «Моё настроение» Учить отображать своё настроение способом рисования «ниткография» и в соответствии с цветовым исполнением. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать дружеские отношения, интерес к «ниткографии». Нити разных цветов, лист картона, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. 3 неделя «Валентинка» Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. Нити разных цветов, лист картона с изображением сердечка, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. 4 неделя «Кораблик» Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность.Изготовление поделки из крупы и макаронных изделий к празднику 23 февраля «День защитника Отечества». Закрепить умения и навыки в работе с клеем. Развивать чувство композиции. Лист-основа, желтый горох, рис, манная крупа, ячневая крупа, макаронные изделия (перья, колеса), клей ПВА, кисть для клея. «Веточка мимозы» Напомнить детям, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будет веточка мимозы. Продолжать учить детей технике «ниткография». Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать любовь и уважение к мамам. Нити разных цветов, лист картона с изображением ветки мимозы, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. Март 1 неделя 2 неделя «Кукуруза» Закрепить знания детей об овощах. Познакомить их с кукурузой. Учить передавать образ кукурузного початка используя пшено и сухие листья. Половина альбомного листа, клей, кисточки для клея, пшено, засушенные листья, простой карандаш. 3 неделя «Пасхальное яйцо» Продолжать учить детей подбирать необходимые цвета нитей, сыпать на основу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, усидчивость, самостоятельность. Нити разных цветов, лист картона с изображением яйца, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. 4 неделя «Лиса и колобок» Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. Нити оранжевого, желтого и черного цвета, лист картона с изображением лисы с колобком, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. Апрель 1 неделя 2 неделя «Птица на ветке» Уточнить знания детей о птицах. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать заботливое отношение к птицам. Нити коричневого, черного цвета, лист картона с изображением птички, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. «Космос» Тонированный в синий цвет лист Познакомить детей с праздником «День космонавтики», учить передавать в работе образы космических тел, используя природный материал согласно собственному замыслу. 3 -4 неделя Май 1 неделя 2 неделя «Разноцветные шары» ватмана(А2), природный материал, кисточки, клей, иллюстрации с изображением космоса. усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. цвета, лист картона с изображением парусника, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. «Виноградная лоза» Учить выкладывать из фасоли гроздь винограда, продолжать формировать умение в счете до 5, тренировать в умении отгадывать загадки. Половина альбомного листа с изображением виноградной лозы, фасоль, клей, кисточки, салфетки. «Бабочка» Уточнить знания детей о насекомых. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать любовь к природе. Нити разного цвета, лист картона с изображением бабочки, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. Нити разных цветов, лист картона с изображением воздушных шариков, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. 3 неделя «Светофор» Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах. Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. Нити красного, желтого, зеленого и черного цвета, лист картона с изображением светофора, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. 4 неделя «Бабочка» Познакомить детей с изготовлением поделки из крупы. Закрепить умения и навыки в работе с клеем, простым карандашом, красками. Развивать чувство композиции. Лист-основа, семечки тыквы, семена подсолнечника, желтый горох, гречневая крупа, кукурузная крупа, простой карандаш, краски, кисть для красок, клей ПВА, кисть для клея. 3.Организационный раздел Данная программа разработана для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет Работа по формированию навыков по «ниткографии» и работе с крупами проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи. Этапы работы • Подготовительный • Освоить прием выполнения рисунка нитками на бархатной бумаге • Освоить прием выкладывания нитки по горизонтали. • Освоить прием выкладывания нитки по вертикали. • Освоить прием выкладывания нитки по кругу. • Освоить прием выкладывать нитки по спирали. • Научиться работать на ограниченном пространстве. • Рисовать контур простым карандашом • Наносить клей, не выходя за контур • Раскрашивать красками крупу, детали композиции • Выбирать нужный материал • Умение работать с мелкими деталями • Основной • Научиться выбирать нитки нужного цвета. • Научиться отрезать нить нужного размера. • Научиться аккуратно, выполнять свои работы. • Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий. • Научиться действовать по словесному указанию, образцу воспитателя. • Научиться доводить дело до конца. • Итоговый • Самостоятельно решать творческие задачи. • Самостоятельно выбирать рисунок для работы. • Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности Организация занятий кружка: Одно занятие в неделю, продолжительностью - 20 минут. Материал: • • • • • • нити разного цвета разнообразные крупы лист картона с изображением рисунка клей ПВА ножницы - клеенка - кисть. салфетка. • Карандаши • Краски Расписание работы кружка. Занятия в кружке проводятся в течение учебного года (с сентября по май), один раз в неделю - по 20 минут. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Планируемые результаты работы кружка: • дети будут иметь представление о технике «ниткография» • у детей возникнет желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату в процессе изготовления рисунков техникой «ниткография» • повысится уровень развития мелкой моторики пальцев, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, художественных способностей, волевых качеств (усидчивости, умения доводить начатое дело до конца) и эстетического вкуса младших дошкольников • увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков • сформируется умение выполнять последовательно работу • улучшится мелкая моторика • сформируется умение создавать образы разных предметов и персонажей из крупы, объединять их в коллективную композицию • улучшатся навыки работы с ножницами, бумагой, клеем, кистью, красками, карандашами Список литературы 1. О.А. Новиковская «Ниткография». Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008. 2. Журнал «Дошкольное воспитание», 2004 №2; 2011 №10,12; 2012 № 1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №36 “Аленький цветочек” г. Калуги ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА “Маленькие фантазёры” НАПРАВЛЕННОСТЬ: Художественно-эстетическая Возраст обучающихся:_5-6 лет. Срок реализации:_1 год_ Составитель (разработчик): Григорян Э.Н, Должность/квалификационная категория Воспитатель/ соотв. занимаемой. должности г. Калуга Содержание: I Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка--------------------------------------------------------------3 1.2.Актуальность, цель, задачи.--------------------------------------------------------3 1.3.Принципы и подходы к формированию Программы -------------------------5 1.4.Особенности развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)------------------------------------5 1.5.Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры---6 II Содержательный раздел 2.1.Формы и методы обучения----------------------------------------------------------8 2.2.Характеристика ожидаемых результатов-----------------------------------------9 2.3.Этапы реализации программы-----------------------------------------------------10 2.4.Формы контроля реализации программы----------------------------------------10 2.5.Календарно-тематическое планирование----------------------------------------11 III Организационный раздел 3.1.Структура занятия--------------------------------------------------------------------21 3.2.Учебно-методическое обеспечение-----------------------------------------------21 3.3.Инструктажи---------------------------------------------------------------------------21 3.4.Список литературы-------------------------------------------------------------------21 I Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .Программа обеспечивает развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно - эстетическому направлению. 1.2. Актуальность, цель, задачи. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективнее начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Исток способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создает новые работы (поделка, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядного чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения. Метод «ниткография» позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелые пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве. Рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести. Как показывают наблюдения, у современных дошкольников преобладает именно визуальный и кинестетический типы восприятия. Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия. Цель: Способствовать развитию и обогащению творческих способностей детей через необычные и новые для ребёнка формы работы. Задачи: Образовательные: -познакомить детей с новым материалом рисования – нитью с её разновидностью, разными методами (ниткография) и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки», «ломтики») использования в работе; -способствовать умению детей рисовать, подбирать цвета и создавать рисунки с помощью разнообразных по составу нитей (мулине, шерстяных, капроновых, гладких, ворсистых и т.д.); Развивающие: - развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию, логическое, образное и пространственное мышление, способности к творчеству и познанию; -способствовать развитию внимания; - формировать плавность, ритмичность и точность движений; -подготавливать руку ребёнка к письму; Воспитательные: -воспитывать трудолюбие, терпение. 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы • -построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; • -учёт возрастных и психологических особенностей детей; • -содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; • -поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; • -игровая форма подачи материала; • -сотрудничество организации с семьей; • -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 1.4.Особенности развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Ребенок 5—6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. 1.5.Планируемые результаты освоения Программы. Целевые ориентиры. Планируемые результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры • Наличие у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционном способе рисования «Ниткография». • Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с нитками; • Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования; • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием ниток. • Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах. • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними. В процессе мониторинга определяются 3 уровня овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционной техники «Ниткография» . Низкий -интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен -ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности -основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет -ребёнок рисует только при активной помощи взрослого -не достаточно освоены технические навыки и умения Средний -у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем -он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний -знает способы изображения некоторых предметов и явлений -правильно пользуется материалами и инструментами проявляет самостоятельность Высокий -ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки -быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках -владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования -передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом -обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках II Содержательный раздел 2.1.Формы и методы обучения: В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: • Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); • Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу); • Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; • Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; • Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; • Исследовательский – самостоятельная творческая работа. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях: • Фронтальный – одновременная работа со всеми; • Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; • Групповой – организация работы в группах; • Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Место педагога в деятельности по обучению детей, меняется по мере развития овладения детьми навыками ниткографии. Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед выполнением «рисунка», так и во время работы. Программа «Ниткография» предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. 2.2.Характеристика ожидаемых результатов. Должны иметь представление: • Что такое ниткография; • Историю возникновения ниткографии; • Основные приемы работы; • Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними; Должны уметь: • Подбирать нити нужного цвета; • Пользоваться чертежными инструментами, ножницами: • Применять на практике теоретические знания метода ниткографии; • Анализировать образец, анализировать свою работу; • Составлять композицию на листе бумаги; • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить рисунок. Должны овладеть навыками: • Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити. Требования к уровню образованности воспитанников (планируемый результат): • уметь находить новые способы для художественного изображения; • уметь передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности; • овладеть умениями и навыками правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы; • овладеть техническими и изобразительными навыками; • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.); • работать самостоятельно, точно соблюдая инструкцию; • добиваться конечного результата; • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников; • уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи 2.3.Этапы реализации программы: 1 этап: подготовительный 2 этап: основной 3 этап: заключительный Программа составлена для детей 5-6 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. Занятия проводятся в форме совместной деятельности по 25 минут. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Каждое занятие включает мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику, физминутку. Во время выполнения работ в технике ниткографии для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиозаписи звуков живой природы и музыки, а также элементы сказкотерапии. В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка и сказка влияет на эмоциональное состояние и настроение ребенка. 2.4. Формы контроля реализации программы: • Входной (опрос, тесты) • Промежуточный (выставка работ воспитанников) • Итоговый (итоговая выставка, защита творческих проектов) 2.5. Календарно-тематическое планирование приоритетного направления деятельности ДОУ Сентябрь Совместная деятельность с детьми Тема Цель Совместная деятельность с родителями 1 Знакомство детей с техникой рисования «ниткография» Познакомить детей с техникой рисования ниткография; рассмотреть многообразие работ с использованием этой техники. Оказание помощи в организации занятий. Сбор оборудования и материалов, необходимых для занятий. 2. Знакомство с приёмом «жгутики». Оборудование: Иллюстрации, альбомы, поделки. Способствовать умению детей скручивать нить в жгутики и наклеивать их на лист бумаги. Знакомство родителей с нетрадиционными техникой рисования «ниткография». Оборудование: Нитки, клей, ножницы, клеёнка лист бумаги, кисть, салфетка. 3.Знакомство с приёмом «шарики» Способствовать умению детей скатывать нити в шарики и наклеивать их на лист бумаги. Оборудование: Нитки, клей, ножницы, клеёнка, лист бумаги, кисть, салфетка. 4.Знакомство с приёмом «ломтики» Способствовать умению детей сворачивать в ломтики и наклеивать их на лист бумаги. Оборудование: Нитки, клей, ножницы, клеёнка, лист бумаги, кисть, салфетка. Октябрь Совместная деятельность с детьми Тема 1 Знакомство с приёмом «пучки» Цель Способствовать умению детей Консультация «Как организовать сворачивать в пучки и наклеивать их на домашнее занятие по лист бумаги. ниткографии». Оборудование: Нитки, клей, ножницы, клеёнка, лист бумаги, кисть, салфетка. 2.«Первые шаги в творчестве». Совершенствовать умение использовать в своей работе все перечисленные ранее приёмы. Воспитывать аккуратность в работе. Оборудование: Нитки, клей, ножницы, клеёнка, лист бумаги, кисть, салфетка. 3.«Дары лета. Фрукты» Совместная деятельность с родителями Познакомить детей с разнообразием нитей по структуре и цвету; принципам работы с нитью; вспомнить какие бывают фрукты, их цвет и форму. Способствовать умению подбирать необходимые цвета нитей для работы. Оборудование: Нитки разные по составу, толщине, цвету; бесцветные предметные картинки фруктов из книжек-раскрасок; клей, кисточки, салфетки, ножницы. 4.Составление коллективного .натюрморта «Фруктовая фантазия» Мини – практикум (показ Совершенствовать умения детей приемов ниткографии). создавать коллективную композицию на основе полученных умений и навыков. Формировать чувство вкуса.Оборудование: Нитки разные по составу, толщине, цвету; бесцветные предметные картинки фруктов из книжекраскрасок; клей, кисточки, салфетки, ножницы. Ноябрь Совместная деятельность с детьми Тема Цель 1. «Дары лета. Овощи» Повторить какие овощи знают дети, чем они отличаются от фруктов. Способствовать умению детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость. Оборудование: Разнообразные нитки, клей, кисточки, картинки с изображением контуров овощей, салфетки, цветные картинки овощей, ножницы. 2. Составление коллективного натюрморта «Урожай в корзине». Совершенствовать умения детей создавать коллективную композицию на основе полученных умений и навыков. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Оборудование: Разнообразные нитки, клей, кисточки, картинки с изображением контуров овощей, салфетки, цветные картинки овощей, ножницы. 3.«Дары лета. Ягоды» Развивать умение отгадывать загадки, повторить название ягод. Повторить по картинкам какого цвета они бывают. Способствовать умению правилам аккуратного наклеивания и подбора нитей. Оборудование: Разноцветные нитки, цветные картинки ягод, картинки с изображением контуров ягод, клей, кисточки. Совместная деятельность с родителями Создание буклетов по ниткографии. 4.Составление коллективного натюрморта «Воспоминание о лете». Способствовать умению составлять композиции из разных ягод; развивать умение подбирать соответствующие цвета нитей; уметь использовать в работе цвет как средство выражения содержания. Оборудование: Использовать изготовленные ягоды для составления натюрморта; нитки, клей, большой формат картона для основы работы, клей, ножницы, кисти. Декабрь Совместная деятельность с детьми Тема Цель 1.«Снежинки» Способствовать умению наклеивать нитки, создавая изображения « Снежинки»; развивать внимание, усидчивость; воспитывать аккуратность в работе. Оборудование: Нитки белого цвета, картон, клей, ножницы, салфетки, образцы работ, картинки с изображением снежинок. 2. «Зайцы на полянке» Способствовать умению создавать весёлую композицию на основе способа «пучки». Воспитывать аккуратность в работе с ножницами. Оборудование: Образец работы, ножницы, клей, картон, нитки, салфетки, кисточки. 3.«Следы на снегу» Совершенствовать умение детей в данном виде деятельности, а в частности, скручивании нити в пучки и аккуратном их наклеивании. Оборудование: Нити, ножницы, картон, клей, салфетки. Фотографии и картинки с изображением разных следов. Совместная деятельность с родителями Коллективная работа «Зима – загадка». 4.«Праздничное дерево» Уточнить знания детей о деревьях. Рисовать ёлку способом ниткографии. Использовать свою фантазию для оформления своей работы. Оборудование: Нитки разного цвета, картон для основы, ножницы, клей, кисточка. Январь Совместная деятельность с детьми Тема Цель 1.«Сугробы» Совместная деятельность с родителями Познакомить детей с ассоциативной связью цвета и времени года. Продолжать обучать данной технике рисования. Оформление альбома «Искусство ниткографии». Оборудование: Нитки, ножницы, клей, кисточки, салфетки, иллюстрации зимы 2. .«Снеговик» Продолжать использовать в работе приёмы ниткографии в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ лепки снеговика. Воспитывать интерес к неживой природе. Оборудование: Нити разного цвета и качества, картон, клей, кисточки, салфетки, ножницы, картинки с изображением снеговика. Февраль Совместная деятельность с детьми Тема Цель Совместная деятельность С родителями 1-2. «Подарок для папы» Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность. Семейный мастер – класс «Забавные превращения ниточки». Закреплять умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми. Оборудование: Цветной картон, нитки разного цвета, ножницы, клей, салфетки, клеёнки. 3-4.«Зимняя фантазия» Способствовать умению создавать коллективную композицию на основе индивидуальных работ. Способствовать умению составлять теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток. Правильно держать ножницы при вырезывании деталей (изображений) для создания сюжета. Оборудование: Ножницы, работы, выполненные ранее, клей, салфетки, кисточки. Март Совместная деятельность с детьми Тема Цель Совместная деятельность с родителями 1-2. «Ваза с мимозой» В процессе беседы выяснить, что скоро Копилка лучших работ «Делай с нами». мамин праздник и необходимо Оформление выставки. изготовить подарки. Подарком будет ваза с мимозой. Продолжать работу по технике выполнения способом ниткография. Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Оборудование: Цветной картон для фона, нитки зелёного и желтого цвета, клей, ножницы, кисточки, салфетки. Иллюстрации с изображением мимозы. 3. «Сорока белобока» Вспомнить русскую народную сказку о «Сороке - белобоке», вызвать желание сделать её из ниток, отражая в образе её главные черты. Воспитывать желание доводить начатое до конца, помогать товарищам испытывающим затруднения в выполнении работы. Оборудование: Нитки разного цвета, картон, клей, ножницы, салфетки, кисточки, иллюстрации с изображением сороки. 4.«Домик» Использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. При завершении работы убирать своё рабочее место. Оборудование: Картон для основы, клей, кисточки, нитки разные по цвету и составу, салфетки, ножницы. Апрель Совместная деятельность с детьми Тема Цель Совместная деятельность с родителями 1. «Пушистые облака» При выполнении задания не выходить за контурную линию, аккуратно наклеивать пучки на изображение. Поделись опытом семейного творчества по ниткографии. Оборудование: Картон для основы, клей, кисточки, нитки разные по цвету и составу, салфетки, ножницы. Изображения разнообразных облаков. 2-3. «Весенние цветы» Расширить знания детей о цветах. Продолжать правильно пользоваться техникой рисования, наклеивать и приклеивать ломтики видоизменёнными формами изгибание. Воспитывать заботливое отношение к природе. Оборудование: Картон для основы, клей, кисточки, нитки разные по цвету и составу, салфетки, ножницы, иллюстрации по теме. 4«Подснежники» Уточнить знания о первоцветах и умение создавать образ. Приобщать детей к миру искусства используя способ деятельности ниткографию. Оборудование: Картон для основы, клей, кисточки, нитки разные по цвету и составу, салфетки, ножницы, иллюстрации по теме. Май Совместная деятельность с детьми Тема Цель 1-2«Бабочки» Расширить знания детей о их разнообразной окраске. Использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. При завершении работы убирать своё рабочее место. Оборудование: Картинки с изображением различных бабочек, картон для основы, клей, кисточки, нитки разные по цвету и составу, салфетки, ножницы. Совместная деятельность с родителями Ярмарка семейных поделок. 3.«Улитка» Вспомнить и рассмотреть, как выглядит этот житель водоемов. Продолжить правильно использовать техники наклеивания и резания нитей. Развивать творчество и фантазию детей. Оборудование: Картинки с изображением улитки, картон для основы, клей, кисточки, нити разные по цвету и составу, салфетки, ножницы. 4.«Ландыши» Расширить знания детей о цветах. Продолжить правильно использовать техники наклеивания и резания нитей. Развивать творчество и фантазию детей. Оборудование: Картинки с изображением ландышей, картон для основы, клей, кисточки, нитки разные по цвету и составу, салфетки, ножницы. III Организационный раздел Продолжительность занятия: 25минут (1 раз в неделю). 3.1. Структура занятия: • Организационный момент. • Объявление темы: проблемная ситуация, дидактическая игра. • Пальчиковая гимнастика. • Рассматривание и анализ образца. • Разъяснение алгоритма действий. • Самостоятельное выполнение работы. • Подведение итогов. 3.2. Учебно-методическое обеспечение: Научная, специальная, методическая литература Список оборудования и материалов, необходимых для занятий: • • • • • • • • • • • • • Учебные столы и стулья Выставочные стенды Белый картон Цветной картон Цветные нитки Простые карандаши Ножницы Клей ПВА Кисточки для клея Бумажные салфетки Коробочки для мусора Магнитофон Фонотека 3.3. Инструктажи: -по технике безопасности при работе с ножницами, с клеем -по правилам пожарной безопасности 3.4. Список литературы: -О.А. Новиковская «Ниткография». Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008. -Журнал «Дошкольное воспитание», 2004 №2; 2011 №10,12; 2012 № 1. -Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Москва.2007.