музыкальный сундучок

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Аленький цветочек» г. Калуги

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественно-эстетическая
Возраст обучающихся: младший, средний, старший
Срок реализации: 3 года

Составитель (разработчик):
Василевская Светлана Павловна
музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория

2

Пояснительная записка
«В музыке мы через эмоцию познаём мир.
Способность эмоционально отзываться на музыку, искренность и есть
главное условие, которое надо в детском творчестве - это тонкость
эмоциональных переживаний, творческое воображение, фантазия,
художественное восприятие мира.
Теплов Борис Михайлович
Направленность музыкального кружка «Музыкальный сундучок» художественно-эстетическая,
уровень – дошкольное образование.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в следующем:
в
современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию
– стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка дошкольника. Задача эта не нова. Еще в
20-е годы 20 века ее обозначил Асафьев Борис Владимирович (1884-1949гг.) - русский советский
композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог, общественный деятель, один из
основоположников советского музыковедения, педагог, академик. В своих работах о музыкальном
просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к
осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот
принцип и стал методологически определяющим в моей работе по приобщению детей дошкольников
к основам инструментального музицирования.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных
способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется
эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в
искусстве и жизни. Комарова Тамара Семёновна советский и российский педагог, создатель
целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников, доктор педагогических
наук, профессор выдвинула свое концептуальное положение о том, что детское творчество – это
создание ребенком субъективно нового (прежде всего для него самого) продукта и объективно
значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в
процессе творческой деятельности. При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего
проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной
исполнительской деятельности. Советский Теплов Борис Михайлович (1896-1965гг.) психолог,
основатель школы дифференциальной психологии выделяет три основные музыкальные
способности:
1 – ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций;
2 – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии – это
уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического (высокая степень его
развития является основой музыкальной памяти и воображения, т.е. внутреннего слуха);
3 – ритмическое чувство – способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной
выразительности ее ритма, его точного воспроизведения. Формирование музыкальности на основе
развития музыкальных способностей является основой музыкальной деятельности для
дошкольников.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые
предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия
малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на
детских музыкальных инструментах.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир
музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них
улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических
движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах
2

3

помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только
индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных
отношений между детьми.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает
интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает
преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В
процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли,
эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Практика показывает, что объем времени отведенный на реализацию задач основной
общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Музыка»
не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных
инструментах, поэтому была разработана программа кружка «Музыкальный сундучок».
Цель – постепенное и систематическое формирование у детей дошкольного возраста (от младшего к
старшему) навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих
способностей
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся игре на детских
музыкальных инструментах.
2. Обучить детей приемам игры на детских музыкальных инструментах в процессе поэтапного
освоения программы музыкального кружка по возрастным группам.
3. Развивать у детей интерес к игре в ансамбле, оркестре, способствовать развитию эмоциональной
отзывчивости в процессе исполнения музыкальных произведений.
4. Воспитывать музыкальный вкус, расширяя музыкальный кругозор.
5. Создавая основу для развития музыкальной культур.
Программа рассчитана для категории детей младшего, среднего. старшего дошкольного возраста.
Форма занятий групповая.
Режим занятий один раз в неделю.
Время занятия:
- первый год обучения младшая группа (3-4 года) – 20 минут;
- второй год обучения средняя группа (4-5 лет) - 25 минут;
- третий год обучения старшая группа (5-6 лет) – 25 минут.
Количество детей в группе 12-15.
Срок реализации программы рассчитан на 3 года.
Планируемые результаты:
1-й год обучения (младшая группа)
На первом году обучения дети учатся играть на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан,
погремушка, колокольчики), воспроизводят метр музыкального произведения без соблюдения ритма.
Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки,
органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).
2-й год обучения (средняя группа)
На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются
музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник). Усложняются
приемы игры на них. Дети овладевают навыками игры на металлофоне, учатся воспроизводить
ритмический рисунок музыкальных произведений.
З-й год обучения (старшая группа).
На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими
навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник,
бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся
воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать
общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.
3

4

На последнем году обучения еще более усложняются приемы игры на всех детских музыкальных
инструментах, закрепляются и совершенствуются навыки игры, расширяется репертуар,
В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а
при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и
анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности
способствует развитию творческих способностей.

Планируемые результаты:
Использование самодельных игрушек – инструментов в самостоятельной повседневной жизни
ребенка
- Развитие чувства ритма, умение играть в ансамбле, импровизировать
- Ориентирует детей, как на самостоятельность исполнения, так и на самостоятельность оценки его
качества
- Дети сами могут организовать разнообразную музыкальную деятельность в группе ДОУ, в семье, а
также самореализовать свои интересы в ней
-Проявление активности инициативы в музыкальной деятельности в детском саду: участие в
концертах для более младших детей, родителей, использует музыкальный репертуар в игровой
деятельности, в режимные моменты и т.д.
- Продолжение музыкального образования после выпуска из детского сада в детской школе искусств,
реализация своих творческих способностей в кружках.
Содержание программы
Учебный тематический план
Перспективный план занятий музыкального кружка
«Музыкальный сундучок»
1-й год обучения (36 занятий)
Тема: «Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
Основные навыки игры в
ансамбле.

Используемые
инструменты

Репертуар

Период
прохожде
ния

Кол-во
занятий

Организационное занятие.
Беседа с детьми о
предстоящей деятельности.

Погремушка,
бубен,
колокольчик,
барабан,
ложки

«Мишка с куклой»
муз. М. Качурбиной

сентябрь

1

Знакомство с приемами
игры на погремушке:

Погремушка

«Мишка с куклой»
муз. М. Качурбиной

сентябрь

1

- встряхивание, удар
погремушкой по ладошке,

«Ах вы, сени»
р. н. мелодия

сентябрь

2

- удар ножкой погремушки
по полу, столу.

«Как у наших у ворот»
р. н. мелодия

октябрь

1

«Пойду ль я»
р. н. мелодия

октябрь

1

Знакомство с приемами игры
на бубне:

Бубен

4

5

- удар ладошкой, удар
кулачком (косточками) по
донцу бубна.

«Ах вы, сени»
р. н. мелодия

октябрь

1

Учить правильно держать
бубен в левой руке, ударять
правой, встряхивание
производить правой рукой.

Музыкально-дидактическая
игра «Тихо-громко в бубен
бей» Е. Тиличеевой

октябрь

1

Знакомство с игрой на
колокольчиках, показ
приемов игры.

Музыкально-дидактическая
игра
«Тихие и громкие звоночки»
Е. Тиличеевой

ноябрь

1

Учить правильно держать
колокольчик: вертикально,
не зажимать кисть

«Игра с колокольчиками»
Н. А. Римский-Корсаков

ноябрь

1

Свободно потряхивать и
ставить на ладошку.

Свободные пляски

ноябрь

1

Закрепление навыков игры
на колокольчиках.

«Ёлка» Т. Попатенко
(«трель»)

ноябрь

1

Песня «Барабан»
М. Красева (подыгрывание)

декабрь

1

Одновременные удары
одной и двумя палочками.

«Веселая песенка»
Г. Левкодимова

декабрь

1

Поочередные удары правой
и левой рукой, барабанная
дробь.

Упражнение «Барабанщики»
М. Красева

декабрь

1

Закрепление навыков игры
на колокольчиках.

«Марш» Е. Парлова

декабрь

1

Знакомство с игрой на
барабане. Показ приёмов
игры.

Колокольчики

Барабан

Повторение всех приемов
игры. Закрепление
полученных навыков.

Погремушки,
бубны,
барабаны,
колокольчики

Повторение репертуара
(сентябрь, октябрь)

январь

2

Погремушка, бубен.
Закрепление полученных
навыков.

Погремушки,
бубны

Повторение репертуара
(ноябрь, декабрь)

январь

2

5

6

Знакомство с игрой на
деревянных ложках.

«Ладушки» р. н. песня

февраль

1

Показ приемов игры на
ложках. Учить детей
правильно держать ложки.

«Лошадка» Н. Потоловского

февраль

1

Ритмично ударять
«пяточкой» по «пяточке»
приемом «ладушки».

«Цок, цок лошадка»
Е. Тиличеевой

февраль

1

Закрепление полученных
навыков.

«Цирковые лошадки»
Т. Попатенко

февраль

1

Упражнение с молоточками

март

1

Учить держать молоточек,
помахивать им свободно в
воздухе, постукивать по
ладошке и по кубику.

Упражнения
«Дождик», «Часики»

март

2

Учить постукивать столу, по
корпусу металлофона.
выполнять glissando в
воздухе и на столе с
поворотом кисти.

Упражнения «Дятел»,
«Цыплятки»

март

1

Упражнения «Дождик»
(тихий-сильный), «Птички»

апрель

1

Удар по одной пластиночке,
glissando на пластиночках.

Упражнения «Ручейки»

апрель

1

Добиваться отскакивания
молоточка от пластиночки,
стремиться к красивому
звуку.

Упражнения «Цыплята»,
«Дятел»

апрель

2

Закрепление полученных
навыков.

Повторение репертуара

май

2

Знакомство с игрой на
металлофоне. Учить
самостоятельно брать и
правильно держать
молоточек.

Обучение приемам игры на
металлофоне: удар по одной
пластиночке.

Ложки

Металлофон

Металлофон

Развлечение
«Для ребят мы поиграем»

Музыкальные
инструменты

Исполнение пройденного
репертуара

май

1

«К нам гости пришли»

Музыкальные

Исполнение пройденного

май

1

6

7

совместное музицирование с
родителями

инструменты

репертуара

2-й год обучения (36 занятий)
Тема: «Ансамбль».
№
п.п.

Основные навыки игры в
ансамбле

Инструменты

Репертуар

Период
прохождения

Кол-во
занятий

1.

Организационное занятие.
Беседа о предстоящей
деятельности.

-

-

сентябрь

1

2.

Повторение приемов игры на
музыкальных инструментах.

Погремушки,
бубны,
барабаны,
Колокольчики,
ложки,
металлофоны

«Ах вы, сени» р. н.
мелодия,
«Мишка с куклой»
М. Качурбиной,
«Игра с
колокольчиками»,
«Марш» Е.
Тиличеевой

сентябрь

1

3.

Исполнение детьми и
взрослыми знакомых
произведений из репертуара
предыдущего года обучения.

Погремушки,
бубны,
барабаны,
Колокольчики,
ложки,
металлофоны

Произведения из
репертуара
прошлого года

сентябрь

1

4.

Развлечение «Инструменты в
руки взяли»

Погремушки,
бубны,
барабаны,
Колокольчики,
ложки,
металлофоны

Произведения из
репертуара
прошлого года

сентябрь

1

5.

Работа над ритмическим
ансамблем

Маракасы

«Ах вы, сени»
р. н. мелодия

октябрь

1

6.

Исполнение пьесы
различными приемами игры
на бубне. Добиваться
ритмического ансамбля.

Бубен

«Мишка с куклой»
М. Качурбиной

октябрь

1

7, 8.

Работа над ритмическим
ансамблем, одновременным
вступлением, окончанием.

Бубен, маракасы

«Мишка с куклой»
М. Качурбиной

октябрь

2

7

8

9,10

Закрепление приемов игры на
металлофоне.

Металлофон

Музыкальнодидактическая игра
«Дождик»
«Ливень»

ноябрь

2

11,12

Работа над приемом игры
glissando (повторение,
закрепление)

Металлофон

«Дождик»

ноябрь

2

13,14,
15.16.

Поэтапное разучивание
нового произведения на
различных инструментах
определенными приемами.

Бубны,
колокольчики,
металлофоны,
маракасы

«Полька»
М.И. Глинка

декабрь

4

17,18.

Повторение и закрепление на
знакомом материале
различных приемов игры.

Ложки,
металлофон,
барабан

«Полька»
М.И. Глинка

январь

2

19.

Сольное исполнение
отдельных партий.

Металлофон,
ложки

«Полька»
М.И. Глинка

январь

1

20.

Работа над одновременным
вступлением и окончанием
игры.

Металлофон,
ложки

Металлофон,
ложки

январь

1

21,22
23,24.

Разучивание новой пьесы.
Распределение инструментов.
Поэтапное разучивание всех
партий.

Бубны,
колокольчики,
металлофоны,
маракасы,
ложки

«Мы запели
песенку»
Т. Попатенко

февраль

4

25,26.

Добиваться тишины во время
выступления и исполнения
другими инструментами.

Бубны,
колокольчики,
металлофоны,
маракасы,
ложки

«Мы запели
песенку»
Т. Попатенко,
«Полька»
М.И. Глинка

март

2

27,28.

Разучивание новой пьесы.
Распределение инструментов.
Поэтапное разучивание всех
партий.

Бубны,
колокольчики,
металлофоны,
маракасы,
ложки

«Весенний вальс»
С. Майкапар

март

2

8

9

29.30.

Повторение приема игры на
ложках.

Ложки

«Топотушки»
р. н. мелодия

апрель

2

31,32.

Распределение приемов игры
на ложках по частям нового
произведения:
1 ч. - маленькие «ладушки»,
2ч - большие «ладушки»
3ч. - быстрые маленькие
«ладушки».

Ложки, бубны,
маракасы

«Топотушки»
р. н. мелодия

апрель

2

33,34.

Соединение всех в ансамбль.
Работа над своевременным
вступлением каждого
инструмента и
окончанием звучания.

Бубны,
колокольчики,
металлофоны,
маракасы,
ложки

«Топотушки»
р. н. мелодия
«Весенний вальс»
С. Майкапар

май

2

35.

«К нам гости пришли»
развлечение для детей
младшего возраста

Бубны,
колокольчики,
металлофоны,
маракасы,
ложки

Исполнение
пройденного
репертуара

май

1

36.

Концерт для родителей
«Инструменты в руки взяли,
звуки сразу зазвучали».

Инструменты
ансамбля

Исполнение
пройденного
репертуара

май

1

3-й год обучения (36 занятий)
Тема: «Детский оркестр».
№П.П.

Основные навыки игры в
ансамбле

Инструменты

1.

Организационное
занятие. Беседа о
предстоящей работе.

-

2

Работать над правильным
извлечением звука на
металлофоне:

Металлофон

3.

Период
прохожден
ия

Кол-во
занятий

-

сентябрь

1

«Лесенка»

сентябрь

1

удар-отскок, glissando -

«Дождик»,
«Ручейки»

сентябрь

1

4.

переводить кисть, не
зажимая руку.

«Часики»

сентябрь

1

5.

Отрабатывать

«Андрей-

октябрь

1

Металлофон
9

Репертуар

10

поступенное движение
вверх-вниз; правильно
держать молоточек,
добиваться ритмичного
ансамбля,

воробей»

6.

выстукивать
ритмический рисунок,

«Лесенка»

октябрь

1

7.

выполнять упражнения

«Дождик»«Дятел»

октябрь

1

8.

для кисти.

«Ручейки»«Ливень»

октябрь

1

9.

Поэтапное разучивание
нового музыкального
произведения;

Металлофон,

«Осенний вальс»
А. Филиппенко

ноябрь

1

10.

работать над ритмом,
динамикой,

колокольчики

«Андрей-воробей»,
«Лесенка»

ноябрь

1

11.

разучивать темы каждого

«Осенний вальс»
А. Филиппенко

ноябрь

1

12.

инструмента (l ч.).

ноябрь

1

13,14.

Продолжение работы над
новым произведением.

Металлофон,

Осенний вальс
А. Филиппенко

декабрь

2

15,16.

Поэтапное разучивание
2ч.

Колокольчики

«Андрей-воробей»,
«Лесенка»

декабрь

2

17,18,
19,20.

Знакомство с новым
проигрыванием. Выбор
соответствующих
инструментов.

Инструменты
по выбору
детей

«Полька»
П. Чайковский

январь

4

21,
22.

Знакомство с
ксилофоном.

Ксилофон,

Повторение
материала

февраль

2

23.

Знакомство с румбой.

Ксилофон,
румба

Повторение
пройденного
материала

февраль

1

24.

Закрепление приёмов
игры на ксилофоне и
румбе.

Ксилофон,
румба

Повторение
пройденного
материала

февраль

1

25.

Отрабатывать чистоту

Ксилофон,

«Полька»

март

1

10

11

исполнения каждого
инструмента, каждой
партии.

П. Чайковский

26.

Работать над ритмом и
динамикой.

Металлофон,
ксилофон,
румба

27.

Разучивание нового

Металлофон,
ксилофон,
румба

28.

Поэтапное разучивание

Инструменты
по выбору
детей

29.

Поэтапное разучивание
новой пьесы.

30.

март

1

март

1

«Полька»
П. Чайковский

март

1

Ксилофон,

«Я на горку шла»
р. н. мелодия

апрель

1

Закрепление приемов
игры на инструментах.

Металлофон,

Повторение.

апрель

1

31.

Закрепление приемов
игры на инструментах.

Бубен, ложки

«Я на горку шла» р.
н. мелодия

апрель

1

32.

Знакомство с ударношумовыми

Трещотки,

Знакомые русские
народные мелодии

апрель

1

инструментами:
трещотки, бубенцы,

Бубенцы,

Знакомые русские
народные мелодии

33.

коробочка, колотушка,
маракасы, кастаньеты,
рубель.

рубель,
коробочка,

Подыгрывание

май

1

34.

Обучение приемам игры
на них.

бубенцы

Подыгрывание

май

1

35.

Развлечение для детей
старшего возраста
«Играй, оркестр»

Инструменты
по выбору
детей

Репертуар года

май

1

Инструменты
по выбору
детей

Репертуар года

Инструменты
по выбору
детей

Репертуар года

май

1

36.

Показ для родителей
«Играй, оркестр»

11

Повторение ранее
выученного

12

Содержание учебного плана

Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.
1.Словесный(рассказ, беседа, объяснение, пояснение)
2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком).
3.Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).
4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных
инструментах).
5.Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах в
групповой комнате под косвенным руководством воспитателя.)
6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.
Инструменты и приёмы игры на них
Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие,
источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны
(барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого
они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты (маракасы, треугольник, бубенцы,
трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т.п.). Для нашего практического
рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не
обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а
вторые –
шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и
будем придерживаться.
Шумовые («ритмические») ударные инструменты
Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна
для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и
представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.
В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые
инструменты.
Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии («нитке») без ключа и
знаков альтерации, они обозначают только ритмический рисунок и способ исполнения (удар и
встряхивание). Проще всего для детей инструменты, звучащие, благодаря встряхиванию.
Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших
деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и
невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование
детских погремушек.
Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной
полосе или рукоятке.
Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек,
вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый
встряхиванием бубна.
Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них примени мы в детском шумовом
оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор
деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо,
взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о
друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка-кастаньета. Инструмент представляет
собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины
с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты
с ручкой. Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет
слух. Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно заручки.
12

13

Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно
следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.
Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых– удар. Для игры на
этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.
Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью резонатором на боковой
стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.
Ритмические палочки (клавесы) – две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего
размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого
ритмического сопровождения.
Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и
ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.
Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого
равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из
его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо
подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.
Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже
металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры
детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук,
который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть
применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан. Для игры любой
барабан можно поставить на специальную подставку. Маленькие детские барабаны обычно
подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась
несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть
под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне – в
противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными
металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане –
отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные
ритмические рисунки.
Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой
стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки.
У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют
обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками
на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары
правой рукой по мембране.
Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого
сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на
специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или
деревянной палочкой, гасят звук рукой. Из парных тарелок для детей более всего подходят
педальные (хай-хет): они укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют
друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки, имеющие
кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука –скользящие удары друг о друга.
Мелодические ударные инструменты
Металлофон представляет собой набор металлических пластинок, свободно укреплённых на раме.
Существуют детские диатонические однорядные металлофоны с диапазоном до двух октав.
Ограниченность возможностей делает их использование в оркестре малоцелесообразным, однако на
подготовительных занятиях они могут пригодиться. У хроматического металлофона пластинки
расположены в два ряда: нижний ряд соответствует белым клавишам фортепиано, а верхний –
чёрным.
Ксилофон – представляет собой набор деревянных пластин, расположенных в один ряд и свободно
укреплённых на раме.
13

14

Колокольчики – по виду напоминают металлофон, отличаются протяжённым звучанием и особой
нежностью и прозрачностью. Все пластины этих инструментов съёмные. Партии записываются на
обычном нотном стане. Инструмент ставится на специальную подставку или стол, соответствующие
росту ребёнка. Играют стоя или сидя двумя молоточками. Кисти рук с молоточками, как и сам
инструмент, находятся немного ниже уровня пояса исполнителя. Ручки молоточков кладутся на
средние фаланги указательных пальцев обеих рук и придерживаются большими пальцами. Конец
ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку
свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек
зажимать в руках, звук получится глухой и невыразительный. Играть следует примерно по центру
пластинки. Основной способ звукоизвлечения – поочерёдные удары руками, но возможно
воспроизведение ряда звуков одной рукой. Удар должен быть коротким и энергичным, после чего
головка молоточка отскакивает от пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и
кисть не напряжены.
Формы контроля и оценочные материалы
Диагностические задания во II младшей группе
Уровни
музыкального
развития
Приобретение
умений и навыков
игры на детских
музыкальных
инструментах и
представлений о
них

Дидактические игры,
упражнения, репертуар
Предметные картинки
с музыкальными
инструментами.
Шумовые инструменты:
погремушка, барабан,
кубики. Плясовая
мелодия.

Формирование
Игра «Эхо»
ритмического слуха Ритмическая игра
«Здравствуйте» МР
8/10,14
МДИ «Прогулка»
Развитие
тембрового слуха

Музыкальные
инструменты: дудочка,
погремушка, металлофон,
колокольчик, бубен,
барабан. МДИ: «Что
звучит?»

Содержание диагностического
задания, вопросы
Назвать самостоятельно музыкальные
инструменты, какие знаешь.
Назвать по картинкам.
Самостоятельно подыграть на шумовых
инструментах педагогу.

Прохлопывание простых ритмических
рисунков за педагогом. При
затруднении – ритмические игры со
всеми детьми. Отметить четкость
выполнения заданий в одном темпе
вместе со всеми.
Предложить угадать, какой инструмент
звучит, поднимая соответствующую
картинк

Диагностические задания в средней группе
Уровни
музыкального
развития
Формирование

Дидактические игры,
упражнения, репертуар

Содержание диагностического задания,
вопросы

Подыгрывание простых

Отметить устойчивый интерес к
14

15

умений и навыков
музицирования,
знание
музыкальных
инструментов.

мелодий на деревянных
ложках, барабане,
металлофоне. Игра
«Заинька серенький»
Плясовые мелодии.
МДИ «Музыкальные
инструменты»

музицированию, точную передачу
несложного ритмического рисунка,
чувство ансамбля.
В дидактической игре назвать
знакомые музыкальные инструменты
или отметить фишкой названные
педагогом.

Развитие
ритмического
слуха

Игра «Прогулка» МДИ
Игра «Считалка»
Ритмодекламация «Анечка,
Михаил, Алевтина, Коля»

Развитие
тембрового

Игра «Нам игрушки
принесли» МДИ

Предложить прохлопать ритмический
рисунок вместе с педагогом, затем
самостоятельно. При затруднении,
провести ритмическую игру со всеми
детьми.
Предложить прослушать звуки за
ширмой и отгадать, какой инструмент
звучит. При затруднении
воспользоваться предметными
картинками.

слуха

Диагностические задания в старшей группе
Уровни
музыкального
развития
Формирование
навыков игры на
детских музыкальных
инструментах

Дидактические игры,
упражнения, репертуар

Содержание диагностического
задания, вопросы

«Андрей-воробей»,
«Сорока-сорока», игра
«Прогулка», «Наше
путешествие

Предложить исполнить знакомые
песенки на инструменте
индивидуально. Далее – в ансамбле.

развитие чувства
ритма

Ритмические цепочки
«Анечка, Михаил,
Алевтина, Коля» МДИ
«Определи по ритму»

Повторение за педагогом несложных
ритмических рисунков. Педагог
исполняет ритмический рисунок
знакомой песни хлопками. Дети по
ритму определяют песню и
закрывают пустую половину
карточки.

Развитие тембрового
слуха (умение
различать на слух
звучание
музыкальных
инструментов,
голоса)

МДИ «Солнышко и
дождик»

Проиграть мелодию на каком-либо
инструменте, попросить детей
определить звучание инструмента и
закрыть фишкой. Проиграть на
фортепиано один, два или три разных
звука, ребенок вылаживает
соответствующее количество фишек.

«На чем играю?» «Три
звука» «Теремок»

Дети слушают музыку и определяют
по звучанию, какому персонажу
сказки
она подходит.
15

16

Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации программы:
1. Ударно-шумовые детские музыкальные инструменты (погремушки, колокольчики, маракасы,
бубны, барабаны, бубенцы, треугольники, деревянные ложки, трещотки, шумовые игрушкисамоделки, тамбурины, джингл-стики, кастаньеты, шейкеры деревянные).
2. Картотека музыкально-дидактических игр.
3. Фонотека.
4. Наглядные пособия картинки, карточки, ритмические палочки.
5. Игрушки,
6. Атрибуты (кубики, ленты, султанчики, платочки, снежинки, листочки, шапочки животных,
цветочки)
7. Музыкальный центр,
8. Музыкальные произведения в CD записи,
9. Мультимедийная система.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
1.С. Бублей: «Детский оркестр». Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений.
Ленинград, «Музыка», 1983 г.
2. Программа «3вук - волшебник». Москва, «Линка-пресс», 2006.
3. Музыкальное воспитание младших дошкольников. Москва, «Просвещение», 1985 г.
4. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / . - М.:
Мозаика-Синтез, 2008.
5. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя
и муз. руководителя детского сада. Москва, «Просвещение», 1990 г.
6. Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами).
Москва,1998 г.
7. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.» Журнал
«Дошкольное воспитание,1988 г.
8. «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. Журнал «Дошкольное воспитание»,1997 г.
9. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками».
10. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя
и муз. руководителя детского сада. Москва, «Просвещение», 1990 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бублей С: «Детский оркестр». Пособие для муз. руководителей детских дошкольных
учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)
16

17

2. Выготский Л.С. История развития психических функций. // Выготский Л.С. Психология
[Сборник]. - М., 2002. - С. 512-755.
3. Девятова Т. Н. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).
4. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Комарова Т.С., Савенков А.И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей.
Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е издание,
исправленное и дополненное).
6. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга
для воспитателя и муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)
7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Теплов Б.М. Избранные труды в 2х т. Т. I. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
8. Тютюнникова Т. Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»
(Дошкольное воспитание,1988г.)
9. Тютюнникова Т.Э. «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное
воспитание,1997г.)
10. Щербакова Н.А. Музыкальный сундучок: пособие для работников дошк.образоват.
учреждений.- М.: Обруч, 2012.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».