Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №36 «Аленький цветочек» г. Калуги ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Словотворчество» НАПРАВЛЕННОСТЬ: речевое развитие Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Трудаева О.В. Должность: воспитатель, соответствие занимаемой должности г. Калуга Пояснительная записка Программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Уровень освоения программы составляет 1 год. Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Цель программы–формирование у дошкольников связной речи, развитие речевых умений и навыков. Задачи программного кружка: • • • • • • пополнять словарный запас ребёнка, развивая грамматический строй речи помочь детям развить и осмыслить речевую практику, для овладения ими связной речью организовать активную речевую деятельность, в которой дети будут применять полученные знания развивать чувство уместности высказывания развивать творческой воображения, фантазию в речевых высказываниях воспитывать внимание той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь. Программа рассчитана на возраст детей 5-6 лет. Форма организации занятий: групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия составляет 25 мин. Срок реализации программы 1 год. Критерии результативности обучения: • • • дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач умеют создавать короткие творческие монологи с использование выразительных средств языка используют полученные навыки в самостоятельной деятельности Содержание Программы: Занятие делится на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части с помощью наглядно-дидактического материала проводится работа над словарем, грамматическим строем. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описание предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. В дидактических играх дети практически отрабатывают умения правильно произносить слова в разных падежах, в единственном и множественном числе и т. д. В конце занятия, с помощью полученных знаний по теме уделяется внимание синтаксической стороне речи – умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы… Они оказались там, где…»). Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксически конструкций необходимо для развития связной речи. Все предыдущие части занятия способствуют отработки умение у детей, самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по предложенной теме. При работе над формированием связной речи используются такие вспомогательные средства как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате выстраивается следующий порядок работы: • Пересказ рассказа по наглядному действию; • Рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия; • Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа; • Составление рассказа по серии сюжетных картинок; • Пересказ рассказа по сюжетной картине. Особенностью данной системы работы является то, что последовательно применяя этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми смысловыми высказываниями. При оценке готовности к творчеству детей учитываются следующие моменты: • правильно ли передается замысел темы; • какова степень точности в обрисовке персонажей; • какова самостоятельность и логическая последовательность изложения; • какие художественные средства, характерные для сказок, использованы; • использование выразительности голоса (смысловых пауз, ударений, интонационной окраски). Для выявления возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при их выполнении детям предлагаются задания различной направленности. Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определять тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение, конец. Серии сюжетных картинок помогают продолжить работу над лексическим материалом. Новые слова уточняются, усваиваются уже не путем механического запоминания, а в процессе активного использования их в речи, в разных грамматических формах и связях. Для речевого общения ребенок должен уметь пользоваться диалогом. При составлении рассказов по серии картинок дети учатся составлять реплики, диалоги к предложенной ситуации. Серии картинок имеют также воспитательное и познавательное значение. Необходимо, чтобы сюжеты картинок были близки и понятны детям, а картинки просты по композиции и красочно оформлены. В предложенной методике подробно расписаны приемы работы по серии сюжетных картинок по принципу нарастающей трудности. Методика словарной работы строится в соответствии с принципом системности, который предполагает восприятие и познание предмета во взаимосвязи его свойств и качеств. Она включает в себя четыре направления. Первое связано с освоением названий предметов и объектов и их действий, в процессе наблюдения за живыми объектами, в процессе наблюдения за трудовыми действиями взрослых. Второе направление словарной работы предполагает создание условий для освоения слов, обозначающих свойства и качество предметов, их значение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых они изготовлены. Словарный запас детей пополняется за счет слов, обозначающих не только свойства и качества, но и обследовательские действия, которые позволяют их определить. Совершая их, дети узнают разные качества предметов, учатся выполнять и называть обследовательские действия. Организация познавательной деятельности каждого ребенка является важнейшим условием успешности решения данной задачи. Знание особенностей предмета и умение выявлять эти особенности позволяют перейти к более сложной операции - сравнению предметов. В результате словарный запас детей пополняется прилагательными сравнительной степени. Третье направление словарной работы предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Основными формами при реализации третьего направления словарной работы являются образовательные ситуации, направленные на освоение видовых обобщений, занятия по формированию родовых обобщений, упражнения в классификации. Четвертое направление предполагает освоение новых (переносных) значений известных слов. Оно связано с освоением средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений. Дети и раньше использовали в речи такие слова, как ручка, ключ, крыло. А теперь педагог показывает им, что каждым из этих слов можно обозначить несколько разных предметов. Метафорические переносы значений можно показать на примере загадок. Реализация четвертого направления словарной работы осуществляется при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы, особенно с пейзажной лирикой. Воспитатель обращает внимание детей на образные сравнения, олицетворения, метафоры, позволяющие поэту передать своё настроение, красоту окружающей природы: «Лес как терем расписной: лиловый, золотой, багряный» и т. п. В рамках четвёртого направления словарной работы лексика обогащается также за счёт эпитетов, синонимов, антонимов. На шестом году жизни очень активно протекает освоение способов словообразования. Это проявляется в овладении большим количеством производных слов, в интенсивности словотворчества. Инновации охватывают основные части речи: существительное, прилагательное, глагол. Это период расцвета словотворчества. Оно имеет теперь форму языковой игры, что проявляется в особом эмоциональном отношении ребёнка к экспериментам со словом. В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Можно также проводить игры и упражнения на образование названий людей по профессии, по роду деятельности, на умение соотносить глагол и действие. Игры и игровые упражнения, направленные на активизацию поисковой деятельности ребёнка в сфере словообразования, удовлетворяют естественную потребность ребёнка в игре со словом. Это позволяет освоить богатый словарь произвольных слов, активно использовать его в связной речи. Выполнив свою функцию, словотворчество, как экспериментирование в сфере образования, постепенно идёт на убыль. Это естественный процесс. Внимание ребёнка перемещается в другие сферы языка и речи. Активно формируется речевой самоконтроль, критическое отношение к своей речи, стремление говорить грамматически правильно, точно. Основная линия развития речи ребёнка определяется переходом от преимущественно ситуативной речи к использованию контекстной. Такой переход тесно связан с овладением словарным составом и грамматическим строем языка. По мере овладения связной речью дети учатся адекватно применять средства контекстной и ситуативной речи в зависимости от условий, содержания и характера общения. Ребёнок, как и взрослый, пользуется ситуативной речью в разговоре с собеседником, связанным с говорящим общей ситуацией, предметно-смысловым содержанием речи. Даже полностью овладев диалогической речью, ребёнок не может перейти к связной монологической речи. Контекстной речью дошкольник овладевает постепенно в процессе обучения. Учебный план № п/п Наименование тем 1. Обследование грамматического строя речи. Лето. 2. Части тела, внутренние органы. 3. Осень. 4. Фрукты. 5. Овощи. 6. Домашние животные. 7. Дикие звери. 8. Театрализация сказок о диких зверях. 9. Зима. 10. Зимние виды спорта. 11. Одежда. Обувь. Головные уборы. 12. Дом и его части. 13. Мебель. 14. Предметы быта. 15. Транспорт. 16. Посуда. 17. Игрушки. 18. Профессии и орудия труда. 19. Моя страна. 20. День защитника отечества. 21. Весна. 22. Восьмое марта. 23. День космонавтики. 24. Животные жарких стан и севера. 25. Рыбы. 26. Насекомые. 27. Растения. Деревья. 28. Цветы. 29. Хлеб. 30. Итоговая диагностика. Итого: 12ч 30 мин. Количество часов 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. 25 мин. Календарно-тематическое планирование занятий кружка Тема занятия Обследование грамматического строя речи. Лето. Программное содержание Проведение обследования на основе дидактических игр. Согласование числительных с существительными. Образование прилагательных, глаголов. Составление связного рассказа на тему: лето. Материалы и оборудование Картинки с изображением летних пейзажей, купание детей в. реке, игры на. площадке детского сада. Д/и "Один - много" Наглядно-дидактическое Части тела, внутренние органы. Осень. Фрукты. Овощи. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий: голова, затылок, подбородок. Брови, веки, запястья, пятки. Сердце, желудок... Волосы расчесывают, моют, сушат, подстригают, красят. Накручивают. Пальчики: большой, средний и др. Сердце: сильное, крепкое, молодое. Говорим как — медленно, быстро, понятно, громко. Грамматический строй: Образование суш. Ед. и мн. чисел. Род. п. Не видно пальца, много пальцев. Твор. п. Думаем головой. Пред. п. Рассказать о глазах, лице. Образование сложных прилагательных: голубоглазый, длинноволосый, большеглазый. Уточнение многозначности существительных. Нос самолёта, человека, кисть - винограда. Составление рассказа о лице человека (друг друга) Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий: Фрукты, овощи, урожай, ягоды, огород, грядки, садовод. 1.Цвет. Малиновый, лимонный, золотистооранжевый. 2.Форма. Круглый, треугольный, овальный. 3.Размер. Большой, средний. 4. Вкус (сладкий, горький). После лимона во рту (как?) - кисло. Во рту (как?) - сладко, горько, пресно. Помидор - помидорчик помидорище. Грамматический строй: Образование сущ. Ед. и мн. чисел. Род. падеж. На картине много лимонов, груш. Много ягод, овощей, фруктов, но. нет ни одного огурца. Тв. п. Можно наесться персиками, абрикосами, дыней. Дат. п. Подойди к овощам и фруктам в магазине. Согласование числит. с существительными: Один персик, два персика, пять персиков. Одна слива, две сливы, пять слив. Образование прилагательных. Кисель из слив - сливовый, сок - морковный. Употребление глаголов с приставками. Копать - закопать, выкопать, откапывать. Образование южных слов путем соединения двух корней. Кисло-сладкий пособие «Ягоды», «Цветы», «Деревья» Д/и «Скажи наоборот» «Посчитай сколько» Картинки самолет, человек, виноград. Иллюстрации «Тело человека» “Один - много" Наглядно — дидактическое пособие «Ягоды и фрукты». Д/и «Чудесный мешочек» "Один - много" Домашние животные. Домашние животные. Дикие звери. вкус, красно -желтый бочок. Употребление предлогов с помощью приставок. Копатьвыкопать, закапывать, откапывать. Составление рассказа "Осень". Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий. 1. Профессии. Телятница, доярка, свинарка, конюх. 2.Названия животных. Бык, корова, теленок, конь, лошадь, жеребенок. 3. Части тела животных. Рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы, 4. Место обитания. Ферма, свинарник, коровник, конюшня, конура, овчарня. 5. Кто как голос подаст? Мычит, рычит, мяукает, ржет, блеет, лает. 6. Кто как передвигается? Скачет, прыгает, бегает, ходит, ползет, мчится, бредет. Корова - большая, рогатая, пятнистая. Щенок шустрый, корова медлительная. Большая - маленькая; толстая - тонкая; длинная - короткая... Медленно, жалобно, тонко, быстро. Грамматический строй: Образование сущ. Ед. и мн. чисел. Род. п. Нет щенка - щенят. Нет олененка оленят. Нет коня – много коней, нет ягненка - много ягнят. Тв.п. Корову кормят травой, сеном. Кошку кормят мясом, молоком. Жеребенок жеребята, конь - кони, кот-коты. Согласование числит. с существительными Один ягненок, два ягненка, пять ягнят, Один теленок, два теленка, пять телят. Лошадь прискакала, ускакала, Собака- прибежала, подбежала... Составление рассказа-описания о домашних животных по схеме. Части тела. Детеныши. Повадки. Чем питается? Кто за ними ухаживает? Какую пользу приносит это животное. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий. 1. Место обитания. Логово, нора, берлога, дупло. 2. Части тепа. Туловище, голова, копыта, рога, морда, хвост, уши. 3. Переваливается, скачет, бежит, прыгает, догоняет. охотится. Белка прыгает (как?)-ловко, стремительно, быстро, резко. 1. Прилагательные, характеризующие внешний вид. Бурый, белый, мохнатый, Наглядно - дидактическое пособие «Домашние животные». Д/и «на скотном дворе», “Один – Много” Развитие мимики, общей моторики демонстрация повадок животных. Иллюстрации диких Зверей. Формирование мелкой моторики выкладывание пазлов. “Кто хитрее” “Один – много” Театрализация сказом о диких зверях. Зима. Зимние виды спорта. гималайский. Рыкая, черно-бурая, пушистая, остромордая. 2. Прилагательные, характеризующие повадки. Сильный, трусливый, хитрая, коварная, хищная. Грамматический строй: Образование сущ. ед. и мн, числа. Род, п. В лесу много медведей и медвежат, волков и волчат, лосей и лосят, кабанов, зайцев, лис и лисят н т.п. Тв. п. Наблюдают за белкой (белками). Предл. п. Расскажу о зайце и зайчатах. Согласование числит, с существительными Один медвежонок, ежонка, два медвежонка, ежонка, пять медвежат, ежат. У медведя мех длинный, а у лисы еще длиннее. Образование прилагательных. Длинноногий, короткохвостый, быстроногий. Морда- волчья, лисья, заячья, медвежьи. Составление загадки-описания по предлагаемой схеме. Внешний вид зверя. Его повадки. Чем питается? Где живет? Есть ли у него враги? Как он защищается? Развитие мимики, общей моторики: демонстрация повадок животных. Активизация предметного, глагольного словаря, словари признаков, наречий. Зима, время года, стужа, метель, заносы, снежинки, лыжи, санки, снежки. Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль. 1. Качественные признаки. Снежный, морозный, холодный, скрипучий, мягкий. 2. Антонимы Мягкий - твердый, холодный горячий, большой - маленький, высокий низкий, широкий - узкий. На улице (как?) - морозно, холодно, темно, хмуро. Грамматический строй: Образование сущ. Ед. и мн. чисел. Род. п. Зимой много метелей, заносов, снега. Тв. п. Дети выходят гулять с лыжами, санками, коньками. Предл. п. Дети рассказывают о годке, катании, снеге, сугробах. Согласование числят. с существительными. Один снеговик, два снеговика, пять снеговиков. Образование сложных слов. Голый лед гололед. Падает снег - снегопад. Катится по снегу - снегокат. Иллюстрации диких зверей. Сказки “Зимовье Зверей”, “Рукавичка” ... Шапочки. Картинка «Зимние забавы», «Зима», «Лето». Развитие логического мышления – название видов спорта, которые подходят для зимы. Объяснение выбора. Д/и «Скажи, какое» Одежда. Обувь. Головные уборы. Дом и его части. Образование глаголов с помощью приставок. Лепить - вылепить, залепить, прилепить, отлепить. Составление рассказа-описания, а двух временах года (лето и зима). Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий. 1. Классификация одежды и обуви. Мужская, женская, детская, летняя, зимняя, верхняя, нижнее белье, домашняя, праздничная, рабочая. 2. Детали одежды, манжеты, воротник, петли, пояс, голенища, козырёк. З. Инструменты, использующиеся при изготовлении одежды и обуви. Нитки, сантиметр, лекала, иглы, наперсток, молоточки, гвозди, ножницы. 4.Профессии, связанные с изготовлением обуви и одежды. Ткачиха, художник модельер, портниха, кожевник, сапожник, шляпница. Надевать (что?), одевать (кого?), шить, выбирать, стирать, чинить, зашивать, гладить, мыть. 1. Названия предметов одежды, обуви и головных уборов. Юбка, брюки, пиджак, жилет, пальто, сапоги, тапочки, платок, шляпа. Грамматический строй: Образование сущ. Ед. и мн. чисел. Род. п. Рукава, манжеты, воротник у платьев. Предл. п. Я пойду гулять в сапогах, кедах. Тв. п. Я пойду на рынок за сапогами, брюками. Образование относительных прилагательных. Фетровая, ситцевая, шерстяная. Образование глаголов с помощью приставок. Соткать, выткать. Образование сравнительной Степени прилагательных. Кофта короче платья. Составление рассказа по плану - схеме. Что это? Детали одежды. Её форма, цвет. Классификация Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий. Части дома: балкон, окно, лифт, лестница. Объяснять их назначение. Подобрать антонимы высокий – ..., длинный – ..., многоэтажный – ..., новый – ... “Один - много” Д/и «Одежда», кукла в одежде. Презентация «Одежда». Д/и «Составь описание» Игра «Скажи наоборот» Выучить стихотворение о строителях. Мебель. Образование относительных прилагательных. Образовать слова путем сложения основ: десятиэтажный, новостройка, темнокоричневый, светло-желтый, железобетонный. Назвать строительные профессии: каменщик, маляр, крановщик, архитектор, ... Составить распространенные предложения: Маляр красит стены голубой краской. Составлять предложения с союзами чтобы, питому что, который. На стройке нужен храм, чтобы построить высокий доле. Кран нужен потому, что он поднимает тяжелые грузы. Активизация предметного, глагольного словаря, словаре признаков, наречий. 1. Профессии. лесоруб, пильщик, столяр, полировщик, сборщик, краснодеревщик. 2. Детали и составные части. Ножка, крышка, подлокотник, дверца. Активизация и обогащение словаря признаков. 1. Классификация мебели. детская, спальня, школьная, кухонная. 2. Качественные прилагательные. Мягкий, удобный, вместительный, красивый, полированный. З. Антонимы. Кресло мягкое, а стул жесткий. Шкаф большой, а тумбочка маленькая. Активизация глагольного словаря. Мастерить, чинить, полировать, вытирать, расставлять, собирать, ломать. Грамматический строй; Образование сущ. Ед. и ме. чисел. Один диван, два дивана, пять диванов. Употребление сложных предлогов. Взять книгу с полки. достать мяч из- под стола. Выглядывать из-за шкафа. Образование притяжательных прилагательных. Стол для письма письменный. Дифференциации глаголов совершенного н несовершенного вида. Мастерит смастерил, пилит -выпилил, прибивает прибил, сидит - посидел. Образование сравнительной степени прилагательных. Кровать шире дивана. Кресло мягче стула. Образование относительных прилагательных. Мебель из кок и кожаная. Мебель из дерева -деревянная. Мебель из пластмассы пластмассовая. “Один - много” Развитие памяти и внимания: - игры «Найди одинаковые предметы», «Что изменилось?» Предметы быта. Транспорт. Составление рассказа «Как я убрал в комнате» Активизация предметного, глагольного словаря, словари признаков, наречий: приборы, предметы. Электричество, устройство, части приборов: шнур, вилка, лампа, чайник, кофеварка, электрический, бытовой, удобный, механический, кухонный. Помогать, пылесосить. Хранить, заводить, включать, выключать. Удобно, быстро. Легко, правильно. Грамматический строй: Образование сущ. Ед. и мн. чисел. Род. п. Дома много электроприборов. У нас нет телефона, магнитофона и телевизора. Тв.п. Мама пользуется мясорубкой, миксерами. Предл. п. Мама рассказала о новом пылесосе, утюге, и других приборах. Согласование числит. с существительными Один утюг, два утюга, пять утюгов Образование сложных слов. Пылесос сосет пыль. Кофеварка - варит кафе. Употребление сложных предлогов. Достать продукты из холодильника. Взять программу из-под телевизора. Достать Кассету из-за магнитофона. Образование глаголов с помощью приставок. Тереть - вытереть. Протереть, запереть. Стирать - выстирать, продрать, застирать. Образование сравнительной степени прилагательных. Из печки каша вкуснее, чем из микроволновки. Комбайн мелет продукты быстрее, чела мясорубка. Составление творческого рассказа «Как нам помогают бытовые приборы?» Активизация предметного, глагольного словаря, словари признаков, наречий: Составные чести машины: в кабине руль, педали, рычаг передач. Профессии: пилот, стюардесса, механик, водитель, контролер, капитан, радист. Плыть, ехать, взлетать, заводить, заправлять, чинить, ремонтировать. В путешествии удобно, быстро, просторно, уютно. Согласование числит. с существительными: Катер, два катера, пять катеров... Образование однокоренных слив: полет лететь, летчик, взлетная полоса. Образование с помощью приставок: переплыть, заплыть, выплыть, от-, подПоездом медленнее, самолетом быстрее. Наглядно-дидактическое пособие «Электроприборы» Д/и «Что вы видите вокруг?» “Один - много” Наглядно-дидактическое пособие «Транспорт» Игра «Что Лишнее?» «Найди два одинаковых самолета» “Одни – много” «Едем, летим, плывем» Посуда. Игрушки. Профессии и орудия труда. Отработка умения образовывать относительные прилагательные: Металлическая, резиновые, стеклянная. Составление рассказа по теме транспорта. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий: Кофейник, самовар, блюдо, дуршлаг, сервиз, гончар. Кухонная посуда: сковорода... Приборы: нос, вилка, ложка. Мыть, накрывать, вытирать. На столе (Как?) красиво, чисто, вкусно, горячо, сладко. Образование сущ. Ед. н мн. чисел. Рд. п. Нет самовара, вилок, ложек, ножей. Твор. п. Я ем ложкой, вилкой. Пр. п. Я жарю в сковородке, а варю в кастрюле. Образование прилагательных: Фарфоровая, стеклянная, деревянная, металлическая. Согласование числит. с существительными: Один нож, две ножа, пять ножей Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий: показать н назвать игрушки (матрешка, пирамидка, ведерко, кукла, машинка, мяч) и их части (ведерко – дно, стенки, ручка, ушки; пирамидка – подставка, стержень, колечки, макушка; машинка – кузов, кабина, колеса, руль). Назвать форму, цвет, размер игрушки, определить материал, из которого каждая из них сделана: деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая. Образовать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных в ед.ч. Кукла - куколка. кольцо - колечко, ведро ведерко. Выполнить 2-ступенчатую инструкцию и сообщить об этом. Я взял матрешку у Тани отдал ее Наташе. Согласовать числительные с существительными при составлении предложения: У Миши две куклы. Коля взял пять кубиков. Отгадать загадки по теме е выучить по выбору. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий. Армия: танкисты, моряки, артиллеристы, летчики. Сельские хозяйство: доярка, фермер, телятница, пастух. Строительство: архитектор, чертежник, каменщик, плотник, столяр, стекольщик. Картинки посуды для составления описательного рассказа по схеме: цвет, форма, из чего делают? как используют? Ухаживают. Наглядно-дидактическое пособие «Посуда» «Найди лишнее» “Один – много” Игра «Назови ласково» Загадки о игрушках Наглядно-дидактическое пособие «Классификация орудия труда». “Один - много” Настольно-печатная игра «Профессии» Моя страна. Наука: профессор, ученый, инженер, физик, химик, биолог. Медицина: врач, хирург, гомеопат, педиатр, ортопед. Детский сад: воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, медсестра, повар. Ателье: закройщик, лекальщик, портной. Орудия труда: ножницы, грабли, молотом, лопата, тяпка, дрель, ручка, карандаш. Зашивает, шьёт, строит, воспитывает, лечит, готовит, красит, ухаживает, растит. Трудолюбивый, смелый, умелый, талантливый, добрый. Умело, творчески, аккуратно. Грамматический строй: Образование сущ. Род. п. ед. и мн. числа. В армии много танкистов, летчиков, моряков. Пред. п. ед. н мн. числа. Плотник работает с молотком, рубанкам, пилами и гвоздями. Пред. п. ед. и мн. числа. мети рассказали о любимых воспитателях, логопедах, медсестре. Образование Глаголов с помощью приставок. Работать — отработать, заработать, выработать, переработать. Согласование числит. с существительными: Один часовщик, два часовщика, пяте часовщиков. Образование прилагательных. Плотницкие; Малярные, хирургические, воспитательские, танкистские, врачебные, редакторские, педагогические. Связная речь: Формирование слоговой структуры на предложениях типа. Часовщик чинит часы; регулировщик регулирует движение. Составление рассказа «Кем я хочу стать и почему?» Активизация предметного, глагольного словаря, словаре признаков, наречий: 1. Основные понятия. Страна, Россия, Родина, т, Москва, столица, флаг, государство, гимн, герб. 2. Синонимы. Часы - куранты, кремль крепость, мавзолей - памятник. Страна строится, хорошеет, ширится, расцветает, побеждает. Независимая, сильная, большая, широкая, российская. Спокойно, быстро, широко, гордо, смело. Грамматический строй образование сущ.: Род. п. В нашей стране много полей, лесов, рек, озер, городов. “Один - много” Глобус, карта России, карта Саратовской области. Иллюстрации герб, флаг России, Москвы День защитника отечества. Весна. Восьмое марта. Тв. п. В Москве любуемся Кремлем, курантами, площадями и улицами. Предл. п. Другу можно рассказать о нашем поселке, других городах, где ты побывал. Вин. п. По телевизору можно часто видеть президента и его правительство Согласование числит. с существительными: Одно государство, два государства, пять государств. Образование прилагательных: Русь русская старина. Россия -российское гражданство. Москва - московские улицы Составление рассказа «Моя страна» Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий: Отечества, Родина, армия, войска. Моряки: матрасы, напитаны, радисты, штурманы. Летчики: пилоты, штурманы, радисты. Стрелять, защищать, стрелять, заряжать. Омела, решительно, отважно, метко, настойчиво, быстро. Бесстрашные, геройские, смелые, отважные. Грамматический строй: Образование сущ.: Много (чего?)- оружия, ракет, снарядов, обмундировании. Много (кого?) - моряков, солдат, Летчиков, штурманов. Образование глаголов с помощью приставок: Побежал, выбежал, забежал, перебежал, отбежал. Согласование числит. с сущ.: Одно орудие, два орудия, пять орудий. Образование прилагательных: сухопутные, военно-морские, авиационные, военновоздушные. Составление рассказа о военных по карте Схеме «Профессии». Активизация предметного, глагольного словаря, словарь признаков, наречий: Женщина, мама, бабушка, весна, праздник. Красивая, добрая, милая. Мамины, бабушкины, сестрины. Молодая - старая, больная - здоровая, добрая - злая. Как смотрит бабушка? - Сурово, сердита, ласкова, нежна, строга. Активизация глагольного словаря. Что умеет мама? -печь, варить, жарить, шить, любить. Весенние явления: град, капель, проталины, сосульки, ручьи, оттепель. Земля (что делает?) - оживает, просыпается, пробуждается, оттаивает. 1. Качественные прилагательные. Бирюзовый, изумрудно - зелень й, солнечный, теплая, жаркая. Наглядно-дидактическое Пособие «Защитники Отечества». Карта Схема. Развитие речевого и слухового внимания: Игра «Повтори шифр». “Один – много” Наглядно-дидактическое пособие «Весенние приметы». Игра «Что не так?» Изготовление подарка маме. “Один – много” День космонавтики. Животные жарких стран и севера. 2. Антонимы. Прозрачная - мутная, холодная - теплая, солнечная - пасмурная. На улице (как?) - тепла, солнечно, светло, дождливо, ветрена. Грамматический строй: Образование сущ.: Род. п. Бабушка печет много пирожков н т.д. Тв. п. Мама согреет сердцем н душой. Предл. п. Говорить о мамах, бабушках н т.д Согласование числит. с сущ.: Одна сестра, две сестры, пять Сестер. Образование прилагательных: Весной на озере опасно, а на быстрой реке еще опаснее. Образование глаголов с помощью приставок. Рос - зарос, вырос, перерос, отрос. Составление рассказа - описания по предложенной схеме. Погода весной: небо, осадки, Солнце. Растения весной. Животные весной. Люди весной: одежда, игры. Активизация предметного, глагольного словари, словаря признаков, наречий. Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической технике; рассказать о первом космонавте – Ю. Гагарине; объяснить значение снов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем. Подобрать родственные слова к слову: космос (космически, космонавт). Согласовать числительные с Существительными в предложении: На старте стоят две ракеты. К полету готовятся пять космонавтов. Я выучил семь планет. Составить предложение из слов: ракета, космос, лететь, первый, Гагарин, космонавт и т.п. Подобрать признаки: космонавт (каком?) - ..., ракета (какая?) -.. . Выучить стихотворение по теме. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков: Назвать и рассмотреть животных жарких стран, севера и их детенышей: жираф, тигр, крокодил, слон, зебра, ...; белый медведь, морж, тюлень, песец, одень. Вспомнить профессии людей, работающих в зоопарке и цирке с животными: ветеринар, смотритель, дрессировщик, ... Подобрать глагольный словарь к ним. Образовать относительные и притяжательные прилагательные: Картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники; рассказать о первом космонавте – Ю. Гагарине Иллюстрации животных разных стран и севера. Игра «Скажи наоборот» Стихотворение о животных. Рыбы. Насекомые. Пустынный, морской; тюлений, медвежьи, львиная. Подобрать антонимы (игра «Скажи наоборот»): сильный – слабый, тяжелый – легкий, быстрый – медленный и т. д. Составить предложения с прилагательными и наречиями в сравнительной степени. Тюлень тяжелый, а мора еще тяжелее. Тигр бегает быстра, а леопард бегает быстрее. (крокодил плавает медленно, а черепаха плавает еще медленнее) Выучить стихотворение по теме. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков. Рассмотреть иллюстрации рыб (морских, пресноводны, аквариумных) и обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? (Плавники) Как называется суп из рыбки? (Уха) Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом) Кто Такие мальки? (Рыбкины детки) Подобрать родственные слова: рыба рыбка, рыбак, рыболов, рыбных. Образовать притяжательные прилагательные: (игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище»). У щуки голова – щучья, хвост – ..., плавник – ..., туловище – .... Согласовать имена существительные с числительными: (игра «Сосчитай рыбок»): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок. Подобрать действия (игра «Выбери нужное действие» на понимание значений глаголов с приставками). Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбки всю реку... (вплыла, переплыла). Отгадать загадки по темен выучить по выбору. Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий: Оса, комар, пчела, жух, кузнечик, стрекоза, улей, муравей, муравейник, гусеница, бабочка. Части тела. Крылья, туловище, усики, лапки, глаза, хоботок. Кто как кричит? Стрекочет, жужжит. Кто как передвигается? Летает, порхает, ползает, прыгает. Больно, вредна, ярко. Ползать - уползти, переползти, выползти, отползти, заползти. Прыгать упрыгать, попрыгать, запрыгать. Стрекоза с большими глазами – большеглазая. Бабочка Иллюстрации рыб (мирских, пресноводных, аквариумных) Игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» Игра «Выбери нужное действие» Отгадывание загадок Игры «Четвертый лишний», «Сколько их?» “Один – много” Наглядно-дидактическое пособие «Насекомые» Растения. Деревья. Цветы. с яркими крыльями – яркокрылая. Кузнечик с длинными нотами – длинноногий. Грамматический строй: Образование сущ.: Род. п. В поле много кузнечиков, бабочек, муравьев. Твор. п. Птицы питаются насекомыми: жуками и комарами. Предл. п. Энтомолог рассказал о редкой бабочке и больших осах. Согласование числит. с сущ.: Одна стрекоза, две стрекозы, пять стрекоз. Образование прилагательных: Комариный, пчелиный, муравьиный. Образование глаголов с помощью приставок. Ползать - уползти, переползти, выползти, отползти, заползти. Прыгать упрыгать, допрыгать, запрыгать. Образование сложных слов. Стрекоза с большими глазами – большеглазая. Бабочка с яркими крыльями – яркокрылая. Кузнечик С длинными ногами – длинноногий. Связная речь: Пересказ басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий: 1. Классификация. Трава, кусты, деревья, цветы. 2.Части растения. Ствол, корень, ветки, листья, цветы. 3. Деревья. Дуб, береза, осина, рябина, клен, ель. 4. Кустарники. Сирень, верба. 5.Трава. Клевер, осока. б. Цветы. Палевые: мать-и-мачеха, колокольчик. Садовые: розы, астры, тюльпаны. Обогащение и активизация словаря признаков 1. Качественные прилагательные. Красивые, цветные, яркие, зеленеющие, стройные. 2. Антонимы. Высокий – низкий, толстый – тонкий, узкий – широкий. Растет, питается, расцветает, вянет. Высоко, низко, глубоко, красиво. Грамматический строй: Образование сущ.: Род. п. В поле много травы, колокольчиков, одуванчиков, клевера. Дат. п. Стволу и веткам нужно питание. Тв. п. Цветы поливают водой, подкармливают удобрениями. Пред. п. Дети рассказывают о любимых цветах: розах, астрах, тюльпанах, вербе. Игра «Вершки и корешки» Игра «Что не так?» (яблоки на березе), «Чем похожи?» Наглядно-дидактическое пособие «Растения» “Один – много” Хлеб. Согласование числит. с сущ.: Одна ветка, две ветки, пять веток. Употребление ложных предлогов. Подснежники выглянули из-под снега. Под развесистым деревом всегда тенисто. Образование однокоренных слов: Цветок цветы, цветастый, соцветие, цветник. Образование глаголов с помощью приставок: Рос – вырос, зарос, подрос, перерос, отрос. Образование прилагательных: Лист клёна кленовый, лист осины - осиновый, лист рябины - рябиновый, лист дуба - дубовый. Составление творческого рассказаописания {дерева и куст). Активизация предметного, глагольного словаря, словаря признаков, наречий. Рассказать детям о том, какое значение имеет хлеб, что хлеб надо беречь; как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб; объяснить значение слив: вырывать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь; рассмотреть хлебобулочные изделия, обратить внимание на вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб; объяснить детям выражение «хлеб - всему голова». Ответить на вопросы (игра «Откуда хлеб пришёл»). Откуда хлеб пришёл? – Из магазина. А в магазин как попал? – Из пекарни. Что делают в пекарне? – Пекут хлеб. Из чего? – Из мухи. Из чего муха? – Из зерна. Откуда зерна? – Из колоса. Откуда колос? – Вырос в поле. Подобрать родственные слова к слову хлеб. Хлебница. хлебный, хлебушек, хлебороб. Подобрать признаки (игра «Какой? Какая?»): хлеб (какой?) - ..., булка (какая?) - .... Составить предложение из слов: хлеб, печь, мука, из; купить, в, мама, магазин, хлеб; папа, ржаной, любить, хлеб. Грамматический строй: Образование сущ.: Упражнять в падежном и предложном согласовании. Изменить слово хлеб в контексте предложения: Я знаю пословицу о .... Мама купила пшеничный ... Дети едят суп с .... Ваня пошёл в магазин за .... Я не люблю есть суп без .... У меня дома нет .... Выучить 2-3 пословицы о хлебе. Игра «Откуда хлеб пришёл» Иллюстрации о выращивании хлеба. Итоговая диагностика. По методике развития речи детей О. С. Ушакова Формы контроля и оценочного материала: Диагностика проходит в сентябре и в мае. Организационно-педагогического условия реализации Программы. • • Материально-технические условия реализации Программы: Занятия проводятся в отдельном помещении, оборудованной детской мебелью (столы, стулья, мольберт, доска, компьютер) наглядно-демонстрационный материал, раздаточный материал Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы проводится в соответствие с указанным списком литературы. Литература • • • • • • О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» ТЦ Сфера 2021 Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические материалы» Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий под ред. О. С. Ушаковой, М. 2009 Белякова Г. П. Речевая игра «Живые слова» Дошкольное воспитание 1975 №10 Родина С. И., Еликеева В. А. мы играем М.1961 Н. В. Рыжова «Развитие речи в детском саду» Ярославль Академия развития 2010