волшебная бумага

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№36 «Аленький цветочек» г. Калуги

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебная бумага»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: художественно-эстетическая
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 8 месяцев

Составитель:
Овчинникова Е.А.
Должность: воспитатель,
соответствие занимаемой должности

г. Калуга

Пояснительная записка.

•
•

•
•
•
•
•
•

Направленность - художественно-эстетическая.
Уровень освоение программы один год.
Актуальность программы:
Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство,
фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности,
приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя
самостоятельными. Кроме того, работа с бумагой развивает речевую
активность детей, т. к. постоянно происходит тренировка моторики. Все это
благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой
личности.
Цель программы:
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики
пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей
и взрослых.
Задачи программы:
Образовательные:
формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений
окружающего мира посредством объемной аппликации;
учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика»
(обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем,
приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта
в составлении композиции)
обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает
фактуру, плотность, цвет бумаги).
Развивающие:
развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
развитие речевых навыков;
развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
развитие навыков аккуратной работы с бумагой.
Воспитательные:
воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и
коллективных работах;
воспитание любознательности и аккуратности;
воспитание интереса к предлагаемому творчеству.
Категория учащихся:
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста(3-4лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным
ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких
мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением
дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и
творческие способности.
Формы и режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю, с группой детей в количестве 20
человек, длительностью 15 мин. Длительность продуктивной деятельности с
детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.
Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности
позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания,
состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на
определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с
того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета
используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры,
персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или
иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы:
8 месяцев (октябрь- май), 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
Планируемые результаты:
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными
приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу,
согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления
окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук
становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Содержание программы:
Учебный (тематический) план
№
1

тема
Осенние листочки

2

Дождик, дождик – кап, кап

3

Яблоки в корзине

4

Ветка рябины

часы
15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.

(коллективная работа).
5

Сладкая конфетка (подарок мамам)

6

Мороженое в вафельном стаканчике

15 мин.
15 мин.

7

Гриб боровик

8

Петушок-золотой гребешок

15 мин.
15 мин.

(коллективная работа)
9

Сугробы, снег на деревьях

15 мин.

(коллективная работа)
10

Мы слепили снеговика (коллективная работа)

11

Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки

12

Новогодняя елочка

13

Зайка беленький сидит

15 мин.
15 мин.
15 мин.
15 мин.

(коллективная работа)
14

На полянку на лужок тихо падает снежок

15 мин.

(коллективная работа)
15

Покормим птичек

16

Котенок по имени «Гав»

17

Кудрявый барашек

18

Игрушки
(пирамидка, неваляшка)

15 мин.

15 мин.
15 мин.
15 мин.

19

Летят самолеты

15 мин.

(коллективная работа)
20

Цветы в подарок маме

15 мин.

(коллективная работа)
21

Смотрит солнышко в окошко

22

Вышла курочка хохлатка с нею желтые цыплятки

15 мин.
30 мин.

(коллективная работа 2 занятия)
23

Облака – белогривые лошадки

24

Белые кораблики

15 мин.
15 мин.

(коллективная работа)
25

Веселый клоун

15 мин.

.
26

Колобок -румяный бок

27

Праздничный салют

15 мин.
15 мин.

(коллективная работа)
.
28

Божья коровка-

15 мин.

лети на небо
29

Гусеница

30

Одуванчики в траве (коллективная работа)

15 мин.
15 мин.

7 ч.
мин.

Итого

45

Содержание тематического плана:

Тема
Диагностическая

Задачи
Сентябрь

Материал
Подбор разной бумаги
по цвету, качеству,
величине
и
др.
параметрам.

работа с детьми
Октябрь
Осенние листочки

Учить детей аккуратно разрывать
бумагу на кусочки разного размера и
формы, приклеивать кусочки бумаги к
картону,
создавать
изображение
листопада, продолжать знакомство с
«тёплыми»
цветами
(жёлтый,
оранжевый, красный).

Двусторонняя бумага
ярких цветов (жёлтый,
оранжевый, красный),
1/2 альбомного листа,
клей, кисти, салфетки.

Дождик, дождик – Учить детей отрывать небольшие
кап, кап
кусочки бумаги от большого, аккуратно
приклеивать
на
картон.
Пространственное освоение листа

Зонтик,1/2
белого
картона,
цветная
бумага
(оттенки
синего) клей, кисти,
салфетки

Яблоки в корзине

1/2 альбомного листа с
изображением
корзинки,
кусочки
бумаги
желтого
красного,
зеленого
цветов,

Учить мять бумагу, скатывать из неё
комочки, обмакивая в клей приклеивать
их к картону, аккуратно работать с
клеем. Развитие сенсомоторики.

клей ПВА
Ветка рябины
(коллективная
работа).

Продолжать учить скатывать маленькие
кусочки бумаги в плотный комочек и
составлять из них гроздь рябины.
Воспитывать
желание
делать
аппликацию и доводить начатое дело до
конца. Укреплять кисти рук, развивать
мелкую моторику.

¼ тонированного листа
ватмана, засушливые
листья
рябины,
бумажные
салфетки
красного цвета; клей,
кисти, салфетки

Ноябрь
Сладкая
Продолжать знакомить детей с бумагой
конфетка (подарок и её свойствами (сенсорное развитие);
мамам)
учить мять бумагу, скатывать из неё
комочки, приклеивать их к картону;
формировать интерес и положительное
отношение к аппликации.

Двусторонняя бумага
ярких цветов; лист
картона круглой формы
(тарелочка); клей ПВА.

Мороженое
вафельном
стаканчике

в Учить последовательно выполнять
работу: скатывать салфетки в комочек,
обмакивать в клей и прикладывать
близко друг другу, развивать цветовое
восприятие.

Кукла
Катя,
1/2
альбомного листа с
изображением
вафельного
рожка,
цветные
бумажные
салфетки, клей ПВА

Гриб боровик

Учить детей приёмам обрывной
аппликации:
отрывать
небольшие
кусочки бумаги от основной полоски;
заполнять пространство трафарета
кусочками бумаги; приклеивать, не
выходя за контур рисунка. Развивать
моторику.

½ альбомного листа
голубого
цвета
с
изображением
трафарете
гриба;
полоски
белого
и
коричневого
цвета;
клейстер;
муляжи
грибов.

Петушок-золотой
гребешок

Упражнять в сминании и скатывании в
жгутики
полосок
от
бумажных
салфеток (техника бумагопластики).
Продолжать
формировать
навыки
аппликации (наклеивание бумажных
шариков на силуэт хвоста).

¼ тонированного листа
ватмана с силуэтом
петушка,
хвост
не
раскрашенный,
цветные
бумажные
салфетки; клей, кисти,
салфетки

(коллективная
работа)

Декабрь
Сугробы, снег на Закреплять умение детей аккуратно
деревьях
разрывать
бумагу
на
кусочки
различного размера и формы, аккуратно
(коллективная
приклеивать на основу (на крону
работа)
деревьев, на землю), пространственное
освоение листа, развитие воображения.
Продолжать
учиться
действовать
сообща.

¼ тонированного листа
ватмана
с
изображением
деревьев, листы белой
бумаги; клей, кисти,
салфетки

Мы
слепили
снеговика
(коллективная
работа)

Картинка
с
изображением
снеговика, картина с
предыдущего занятия,

Закреплять знание детей о круглой
форме, о различии предметов по
величине, учить детей работать с
ватными дисками различной величины,

составлять изображение, из частей
правильно располагая их по величине.
Упражнять в аккуратном наклеивании,
правильном промазывании ватного
диска.

ватные диски разной
величины,
кусочки
цветного
картона,
фломастеры,
клей,
кисти, салфетки

Пушистый
Учить отрывать
от листа бумаги
воротничок
для кусочки и полосочки, сминать бумагу в
Деда Мороза и комочки, использовать бумагу в
Снегурочки
зависимости
от
ее
качеств.
Воспитывать интерес к аппликации.

Заготовки рисунков с
изображением
Деда
Мороза
или
Снегурочки,
белая
бумага, клей, кисти

Новогодняя елочка Учить детей составлять аппликативное
изображение елочки из готовых форм
(треугольников),
с
частичным
наложением друг на друга. Продолжать
учить скатывать из мелких кусочков
бумаги шарики, аккуратно пользоваться
клеем. Воспитывать самостоятельность
и доброжелательные отношения к
другим детям

½ альбомного листа,
заготовки из зеленой
бумаги (треугольники
разных
размеров),
двусторонняя
бумага
ярких цветов (фантики)
, клей, кисти, салфетки

Январь
Зайка
сидит

беленький Упражнять
в
умении
скатывать
бумажную
салфетку
в
комки,
составлять предмет, дополнять образ
(коллективная
недостающими деталями. Аккуратно
работа)
пользоваться клеем. Развивать желание
работать вместе с другими детьми.
Воспитывать дружеские отношения

Игрушка зайчика, ¼
тонированного
листа
ватмана,
белые
бумажные
салфетки,
ватные
диски,
разрезанные на части,
клей, кисти, салфетки

На полянку на Продолжать учить скатывать из мелких
лужок
тихо кусочков бумаги шарики и равномерно
падает снежок
наклеивать по всему листу. Развивать
эстетическое
восприятие,
желание
(коллективная
довести начатую работу до конца.
работа)

Картина с предыдущего
занятия,
кусочки
фольги, белой бумаги,
клей, кисти, салфетки

Покормим птичек

Двусторонняя
коричневая бумага; ½
альбомного листа с
контурным
изображением птички,
игрушечная
птичка,
клей, кисти, салфетки

Закреплять умение детей аккуратно
разрывать
бумагу
на
кусочки
небольшого
размера,
приклеивать
кусочки
бумаги
к
картону;
формировать интерес и положительное
отношение к аппликации.

Февраль
Котенок по имени Закреплять умение детей аккуратно
«Гав»
разрывать
бумагу
на
кусочки
различного
размера
и
формы,
приклеивать кусочки бумаги по
контуру. Формировать интерес и
заботливое отношение к домашним
животным.

Игрушка котенок, ½
альбомного листа с
контурным
изображением котенка,
двусторонняя
бумага
цветная бумага, клей,
кисти, салфетки

Кудрявый барашек

Упражнять в умении отрывать от листа
бумаги кусочки и полосочки, сминать
бумагу в комочки, использовать бумагу
в зависимости от ее качества.
Воспитывать интерес к работе с
бумагой.

Тонированная бумага с
контуром
барашка,
белая бумага, игрушка
барашек, клей, кисти,
салфетки.

Игрушки

Продолжать учить скатывать салфетки
в комки, выполнять поделку из
нескольких
шариков,
правильно
располагая их по величине, закрепить
знание основных цветов. Воспитывать
бережное отношение к игрушкам.

½ альбомного листа,
цветные
бумажные
салфетки, клей ПВА;
пирамидка

Закреплять умение составлять предмет
из нескольких деталей разной формы и
размера
(прямоугольников,
полосок). Правильно
располагать
предмет на панно (в виде российского
флага). Аккуратно пользоваться клеем,
намазывать всю форму. Воспитывать
чувство
патриотизма,
умение
радоваться общему результату

¼ тонированного листа
ватмана, (в
виде
российского
флага),
заготовки
для
самолетов

(пирамидка,
неваляшка)

Летят самолеты
(коллективная
работа)

(прямоугольники,
полоски),
цветная
бумага
клей, кисти, салфетки.

Март
Цветы в подарок Учить детей создавать красивую
маме
композицию
из
цветов (букет).в
смешанной
технике:
бумажная
(коллективная
пластика + рваная бумага, развивать
работа)
эстетическое восприятие, формировать
образное представление. Воспитывать
заботливое отношение к маме, желание
ее порадовать.
Смотрит

¼ тонированного листа
ватмана с контурным
изображением веточки,
салфетки
желтого
цвета, зеленая цветная
бумага,
клей, кисти, салфетки.

Продолжать учить детей работать в Альбомный

лист

солнышко
окошко

в смешанной
технике:
бумажная
пластика + рваная бумага, дополнять по
желанию недостающими деталями,
развивать воображение, чувство цвета и
формы.

Закреплять
умение
аккуратно
Вышла
курочка
и последовательно выполнять работу:
хохлатка с нею
скатывать из салфетки комочки,
желтые
обмакивать
их
в
цыплятки
клей и выкладывать по контуру.
(коллективная
Развивать
цветовое
восприятие.
работа 2 занятия) Формировать
представление
о
домашних птицах.

бумаги с изображением
окна, желтые бумажные
салфетки,
бумага
желтого
цвета,
фломастеры,
клей,
кисти, салфетки.
¼ тонированного листа
ватмана,
желтые
бумажные
салфетки,
кусочки
цветной
бумаги, ватные диски,
фломастеры, игрушка
курочки, клей, кисти,
салфетки.

Апрель
Облака
белогривые
лошадки

– Учить детей аккуратно разрывать
бумагу разной жесткости на кусочки
разного размера и формы, Закреплять
навык наклеивания; (внутри контура).
Развитие эстетического восприятия,
умение работать сообща .

¼ тонированного листа
ватмана
с
изображением
реки,
белые
бумажные
салфетки и бумага,
клей, кисти, салфетки.

Учить
составлять
изображение
кораблика из готовых форм (трапеций
и треугольников разного размера).
Формировать
умение
свободно
размещать
детали,
аккуратно
приклеивать, хорошо промазывать края
деталей, пользоваться салфеткой

Картина с предыдущего
занятия, заготовки для
корабликов из цветной
бумаги, клей, кисти,
салфетки.

Изготовление
в
технике
бумагопластики мячей для клоунажонглёра; наклеивание их, опираясь на
зрительный ориентир. Воспитывать
самостоятельность и желание довести
начатую работу до конца.

¼ листа ватмана с
изображением клоуна,
фантики от конфет,
бумажные
салфетки
ярких цветов, клей,
кисти, салфетки

Колобок -румяный Развивать
эстетические
чувства
бок
передачей художественного сказочного
образа в аппликационной технике,
учить
обрывать
бумагу
разной
жесткости, закрепить знание круглой
формы и желтого цвета.

Бабушка(кукольный
театр) ширма, желтая
двухсторонняя бумага,
желтые
салфетки,
картон круглой формы,
глаза, рот нос для
колобка, клей ПВА,

Белые кораблики
(коллективная
работа)

Веселый клоун
.

салфетка
Май
Праздничный
салют
(коллективная
работа)

Упражнять в технике бумагопластики.
Наклеивание бумажных шариков на
подготовленный
тёмный
фон
(разноцветные огоньки салюта в небе).
Развивать чувство ритма.

Картон синего цвета,
бумажные
салфетки
ярких цветов, клей
ПВА

Закреплять умение скатывать из бумаги
комочки разных размеров, составлять
изображение из частей, дополнять
недостающими деталями. Формировать
интерес к насекомым.

Игрушка
коровка,

Продолжать учить отрывать от листа
бумаги кусочки и полосочки, сминать
бумагу в комочки, наклеивать на
приготовленную картинку, плотно
прижимать их друг к другу, дополнять
образ
недостающими
деталями.
Воспитать бережное отношение к
насекомым.

½ альбомного листа с
контурным
изображением
листочка,
бумажные
салфетки
зеленого
цвета, кусочки цветной
бумаги, клей, кисточки,
салфетки.

в Закреплять умение детей аккуратно
разрывать
бумагу
на
кусочки
небольшого
размера,
приклеивать
кусочки бумаги по контуру, наклеивать
заготовку
частично,
чтобы
она
получилась
объемной
(листики)
Развивать умение работать аккуратно.
Воспитывать желание работать сообща.

¼ тонированного листа
ватмана, заготовки для
листиков из зеленой
бумаги, бумага желтого
цвета, клей, кисточки,
салфетки.

.
Божья коровкалети на небо

Гусеница

Одуванчики
траве
(коллективная
работа)

божья

½ альбомного листа,
красные
бумажные
салфетки,
черная
цветная бумага, клей,
кисти, салфетки

Формы контроля:
Способы проверки усвоения программы
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится
2 раза в год (сентябрь, май).

Формы проведения мониторинга: - индивидуальное наблюдение за
развитием каждого воспитанника в продуктивных видах деятельности;
- игровые упражнения: «Бумажные превращения», «Игрушечный магазин».

№

Ф.И.

Определение

Упр.

Сминание,

Расположение

ребенка

св-в бумаги.

«Ножницы»

разрывание

деталей на листе

Работа
кисточкой

с

Работа

с

итого

салфеткой

бумаги.

Низкий уровень (НУ) – 1-5 баллов. Умения и навыки не сформированы,
носят случайный характер. Самостоятельно не может применять основные
приёмы аппликации.
Средний уровень (СУ) – 6-10 баллов. Ребенок использует большинство
приемов аппликации, самостоятельно или с помощью педагога. Испытывает
небольшие трудности при аппликации. Результат работы зависит от
настроения ребенка.
Высокий уровень (ВУ) – 11-16 баллов. Ребёнок самостоятельно
использует знакомые приемы аппликации, выполняет задания педагога. Не
испытывает отрицательные эмоции при неудачах, обращаясь за помощью к
педагогу.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
1. Материально-технические условия:
Занятия проводятся в отдельном помещении, в котором находится детская
мебель: столы, стулья для каждого ребенка; мольберт, магнитофон, цветной
картон, белый картон, цветная бумага, ватманы, клей, кисти, салфетки
цветные, клеенки, салфетки для клея, подставки для кисточек, баночки для
клея, фломастеры, цветные карандаши, вата, ватные диски, тонированная
бумага.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в
программе используются

дидактические идеи педагогов-новаторов:

опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С.
Выготского, принципы развивающего обучения. Проблемой развития
детского изобразительного творчества занимались: А. В. Бакушинский, Л.
А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова,
Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г.
Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др.
Использование

компонентов

информационно-коммуникационных

технологий, коммуникативно - деятельного подхода в воспитании.
Список литературы:
•

Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.

•

Гришина Н.Н, Анистратова А.А. «Поделки из кусочков бумаги»

–

М.,Оникс, 2009 г.
•

НевилькоН. «Волшебные салфетки» - Обруч, 2003,№1

•

Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника –
бумажная пластика». Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое
общество России, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».